Реклама
Статья

Проблемы установления признаков объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 322.1 УК РФ

М.В. ЗАЙЦЕВА, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Барнаульского юридического института МВД России Рассматривается объективная сторона незаконной миграции, составными частями которой являются организация незаконных въезда, транзитного проезда и пребывания в Российской Федерации.

УДК 343.9:325.2 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 144-147

 

М.В. ЗАЙЦЕВА,

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Барнаульского юридического института МВД России

 

Рассматривается объективная сторона незаконной миграции, составными частями которой являются организация незаконных въезда, транзитного проезда и  пребывания в Российской Федерации.

Ключевые слова: незаконная миграция, транзитный проезд, пребывание, въезд, преступление, понятие.

 

Problems of an establishment of signs of the objective party of the crime provided by item 322.1 of the criminal code of Russian Federation

 

Zayceva M.

 

The objective party of the illegal migration which components is the organization of illegal entrance, transit journey and stay in the Russian Federation is considered.

Keywords: illegal migration, transit journey, stay, entrance, a crime, concept.

 

Незаконная миграция зачастую носит характер хорошо организованного криминального бизнеса, к которому причастны как преступные группы, так и должностные лица государственных органов.

С целью противодействия незаконной миграции 28 декабря 2004 г. Федеральным законом № 187-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» был модифицирован ряд норм действующего законодательства, в частности в УК РФ включена ст. 322.1 «Организация незаконной миграции».

К настоящему времени в теории уголовного права вопрос о борьбе с незаконной миграцией является одним из наиболее часто рассматриваемых. Однако доктринальное толкование не может заменить судебного, поэтому отсутствие разъяснений со стороны ВС РФ существенно затрудняет деятельность правоприменительных органов по осуществлению борьбы с данным видом преступлений[1].

Большинство ученых, занимающихся этой проблемой, считают, что объективную сторону преступления альтернативно (либо в любом сочетании) составляет организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации[2].

Таким образом, ключевое понятие, вокруг которого строится объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, —  «организация». Организация (от лат. organize; англ. organization; фр. organization — устраиваю)  представляет собой социальное явление. В широком смысле под организацией понимается совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо задачи на основе разделения труда, обязанностей и наличия иерархической (управленческой) структуры[3]. Однако в ст. 322.1 УК РФ термин «организация» имеет совершенно иное значение.

Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации — это планирование осуществления названных незаконных действий, подбор участников, определение способов и средств, с помощью которых будет совершаться преступление (оформление документов, подготовка транспорта и т. п.), а также руководство исполнением преступления[4].

Если говорить об общественной опасности каждого из вышеуказанных действий, то наиболее угрожающим из них представляется именно организация незаконного въезда в Россию; два других являются в определенной степени производными от первого.

В УК РФ содержится немало норм, связанных с организацией преступных действий как элементом объективной стороны. Примером может служить организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208) или преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210). Кроме того, во многих составах преступлений понятие организации, организованности связано с деятельностью организованных преступных групп (ст. 35 УК РФ). В ст. 322.1 УК РФ эта дефиниция выступает не только в качестве элемента объективной стороны, но и как характерная особенность его квалифицированного вида («те же деяния, совершенные организованной группой» (п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ)). Однако и в том и в другом случае подобное деяние неразрывно связано с понятием организатора незаконной миграции.

Впервые в истории российского уголовного законодательства общее понятие организатора преступления было закреплено в ч. 4 ст. 17 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года: «Организатором признается лицо, организовавшее преступление или руководившее его совершением». Развернутое определение, в свою очередь, было дано Г.А. Кригером: «Организаторами являются лица, которые создают преступное сообщество или шайку, которые руководят подготовкой или совершением отдельных преступлений»[5].

В российском уголовном праве организатором преступления признается лицо, которое:

— направляет совершение преступления, разрабатывает его план, подбирает исполнителей, распределяет роли между ними, обеспечивает орудиями и средствами осуществления преступления и т. д.;

— руководит его исполнением, упорядочивает деятельность соучастников при совершении преступления. Организатор может как непосредственно присутствовать на месте преступления, так и давать указания с использованием средств телекоммуникации;

— организует преступную группу или преступное сообщество, подбирает участников, придает устойчивый характер их деятельности, разрабатывает структуру, определяет направление преступной деятельности, обеспечивает материалами и средствами. Организатор преступной группы или преступного сообщества несет ответственность за все преступления, совершенные данной группой и сообществом, которые охватывались его умыслом;

— руководит преступной группой. Руководителем преступной группы может быть ее организатор или лицо, возглавившее ее уже после создания[6].

Применяя вышесказанное к ст. 322.1 УК РФ, основными действиями организатора следует признавать организацию преступления или руководство им, а равно создание организованной группы или руководство ей.

Таким образом, при организации данного преступления лицу необходимо произвести весьма разнообразный круг действий: разработать преступный план; подыскать при необходимости соучастников; определить способы и средства, с помощью которых будет совершено преступление (оформление документов, подыскание транспорта, места жительства и т. д.). 

Организатор преступления также может принять и непосредственное участие в выполнении преступления: организовать незаконный въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства[7], их незаконное пребывание на территории Российской Федерации или организовать их незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации. Для привлечения лица к уголовной ответственности достаточно совершения одного из перечисленных действий.

К формам действия организатора, по мнению Н.Р. Асмандияровой, относятся: подыскание потенциальных клиентов из числа иностранных граждан, их склонение к незаконному въезду или незаконному пребыванию на территории Российской Федерации или транзитному проезду через территорию Российской Федерации, размещение рекламы, побуждающей к совершению соответствующих действий, финансирование, создание юридических лиц для целей обеспечения незаконной миграции, подыскание помещений для проживания незаконных мигрантов, их размещение, сопровождение, оказание услуг по изготовлению фиктивных документов и т. п.[8]

Порядок въезда, выезда и нахождения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», а также принятыми на основании данных федеральных законов постановлениями Правительства РФ.

Очевидно, что указанная преступная деятельность может быть совершена только в форме активных действий. Вместе с тем следует привести мнение С.В. Максимова: организация незаконной миграции возможна и путем бездействия, формами которого могут выступать и неприменение уполномоченными должностными лицами предусмотренных законодательством мер контроля, оперативно-разыскных мер и мер ответственности по отношению к незаконным мигрантам (в этом случае при наличии соответствующих признаков содеянное требует дополнительной квалификации по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ); и непринятие лицами, выполняющими управленческие функции в транспортной или иной организации, осуществляющей международную перевозку, входящих в обязанности транспортной или иной организации мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство (сама транспортная организация за данные действия несет ответственность по ст. 18.14 КоАП РФ)[9].

Организация незаконного въезда состоит именно в совершении любых действий, которые привели к незаконному пересечению государственной границы иностранными гражданами или лицами без гражданства (например, оформление незаконных приглашений для въезда на территорию Российской Федерации).

Исходя из этого, место преступления является криминообразующим признаком объективной стороны анализируемого деяния.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

По нормам международного права под государственной территорией понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. В состав государственной территории входят суша, воды, находящиеся под сушей и водами недра, воздушное пространство над сушей и водами[10].

Кроме того, в качестве территории Российской Федерации рассматриваются:

1) военный корабль, плавающий под флагом своего государства в любых водах;

2) невоенный корабль, когда он находится за пределами иностранных территориальных вод;

3) военное воздушное судно, где бы оно ни находилось;

4) невоенное воздушное судно, находящееся в полете за пределами воздушного пространства иностранных государств[11].

Статья 322.1 УК РФ также предусматривает ответственность за те случаи, когда преступление было совершено при условии пересечения границы Российской Федерации законным способом, однако виновный при этом организовал незаконное нахождение иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (например, после истечения срока визы).

Так, в период с января 2004 года по январь 2006 года Ананикян, преследуя корыстную цель и иную личную заинтересованность, не имея разрешения на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, организовал незаконное пребывание граждан Армении, Таджикистана и Молдавии на территории Российской Федерации. Ананикян в указанный период времени, заведомо зная, что эти иностранные граждане не имеют временной регистрации по месту пребывания и разрешения на работу иностранным гражданам на территории Российской Федерации, обеспечил их всем необходимым для трудовой деятельности на строительстве своего дома (создал условия для проживания и обустроил их быт). Указанные действия были квалифицированы по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, виновному было назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. руб.[12]

Особая проблема связана с отграничением организации незаконной миграции в виде незаконного пребывания на территории Российской Федерации от действий, сопряженных с транзитным проездом через территорию Российской Федерации. В последнем случае территория России используется как промежуточная база или как средство обеспечения видимости законности въезда в третью страну.

Незаконный транзит невозможно отграничить от незаконного пребывания, поскольку лицо, которое незаконно следует транзитом через территорию Российской Федерации, неизбежно пребывает на ней. Транзит — это пересечение страны из одной точки на границе до другой. Соответственно, транзит начинается с момента въезда на территорию Российской Федерации и заканчивается в момент выезда. Иными словами, до тех пор, пока лицо, въехавшее на территорию Российской Федерации, не покинет ее, нельзя будет сказать, что оно следовало транзитом. По этой причине указание на транзитный проезд в диспозиции ч. 1 ст. 322.1 УК РФ представляется излишним (невозможно следовать через территорию страны транзитом, не пребывая на ней)[13].

Таким образом, проанализировав особенности объективной стороны организации незаконной миграции, мы можем сделать вывод о том, что норма, предусматривающая уголовную ответственность за организацию незаконной миграции, хотя и является своевременной и актуальной, тем не менее имеет ряд пробелов, требующих устранения.

 

Библиография

1 См., например: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учеб. / Под. ред. А.И. Рарога. 6-е изд., перераб. и доп. — М., 2008; Уголовное право Российской Федерации: Учеб. для вузов / Под общ. ред. И.А. Бобракова и А.А. Телегина. — Брянск, 2008.

2 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. 6-е изд., перераб. и доп. — М., 2009. С. 873; Уголовное право России: Учеб.: В 2 т. / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. 2-е изд., перераб. — М., 2008. С. 827; Уголовное право. Особенная часть: Учеб. / Отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. 4-е изд., изм. и доп. — М., 2008. С. 921 и др.

3 См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 6-е изд., перераб. и доп. — М., 2008. С. 641.

4 См.: Бышевский Ю.Ю. К вопросу о юридической природе ответственности за организацию незаконной миграции // Российский следователь. 2005. № 6. С. 17.

5 Кригер Г.А., Гришаев П.И. Соучастие по уголовному праву. — М., 1959. С. 131.

6 См.: Уголовное право России: Практ. курс / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина; науч. ред. А.В. Наумова. — М., 2007. С. 127.

7 В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане — это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица без гражданства — это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств наличия гражданства иностранного государства.

8 См.: Асмандиярова Н.Р. Борьба с незаконной миграцией на региональном уровне: уголовно-правовой и криминологический аспекты по материалам Республики Башкортостан: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008. С. 86.

9 См.: Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Л.Д. Гаухмана, С.В. Максимова. 2-е изд. — М., 2005. С. 635—637.

10 См.: Уголовное право. Общая часть: Учеб. / Отв. ред. И.Я. Козаченко. 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2008. С. 81.

11 См.: Уголовное право. Общая и Особенная части: Учеб. пособие / Под ред. А.Б. Мельниченко, С.Н. Радачинского. — М., 2002. С. 17.

12 См.: Архив Рузского районного суда Московской области за 2006 год. Уголовное дело № 1-38/06.

13 См.: Якимов О., Якимова С. Организация незаконной миграции: проблемы уголовной ответственности // Уголовное право. 2005. № 1. С. 79.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024