УДК 340.131.4 

Страницы в журнале: 33-36

 

А. КУНЕВ,

аспирант Российского университета кооперации

 

Представлены новые точки зрения на пути укрепления законности в современной России, систематизированы и обобщены результаты проведенного социологического исследования, сделаны выводы об эффективных путях укрепления законности в стране.

Ключевые слова: законность, правопорядок, укрепление законности.

 

Ways to strengthen the rule of law in modern Russia (theoretical and legal aspects)

 

Kunev A.

 

This article presents new perspectives on ways of strengthening the rule of law in Russia today, summarized the results of sociological research, drawn up own conclusions about the effective ways of strengthening the rule of law in the country.

Keywords: legality, the rule of law, strengthening the rule of law.

 

Продвижение российского общества по пути демократического правового государства предполагает необходимость обеспечения законности, установления в обществе устойчивого правопорядка. В этой связи понятна важность изучения общественного мнения о путях, способах и средствах достижения указанных целей. Немаловажное значение имеет также изучение соответствующего мнения профессиональных юристов, что обусловливается уже самой сущностью их профессии, социальной ответственностью юристов за состояние и эффективность функционирования механизма правового регулирования, исключительно важное место в котором принадлежит законности и правопорядку.

Каковы же, по мнению юристов, основные направления, пути упрочения законности и правопорядка в современной России? В ходе нашего исследования респондентам специально был задан вопрос, рассчитанный на выявление их мнения о рассматриваемой проблеме. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Какие из мероприятий, направленных на укрепление законности и правопорядка, являются, по Вашему мнению, наиболее эффективными?» Были получены следующие ответы: 54% опрошенных — обеспечение неотвратимости ответственности за правонарушения; 51% — улучшение правового воспитания граждан; 30% — последовательное проведение в жизнь судебной реформы; 27% — повышение требовательности к должностным лицам и хозяйственным руководителям за законность принимаемых решений; 24% — повышение уровня заработной платы юридических работников; 22% — повышение уровня профессиональной подготовки юристов, их правовой культуры; 21% — изменение законодательства и карательной практики в сторону усиления юридической ответственности; 19% — повышение престижа юридических органов и учреждений; 14% — более широкое участие населения в охране общественного порядка; 7% — повышение общей культуры в деятельности юридических органов и учреждений, более широкое внедрение в их работу достижений науки и техники; 2% — увеличение числа работников юридических органов и учреждений; 2% — изменение законодательства и карательной практики в сторону смягчения юридической ответственности; 1% — усиление безопасности должностных лиц правоохранительных органов.

Следовательно, основное направление укрепления законности и правопорядка, по мнению опрошенных, — обеспечение неотвратимости ответственности за совершенные правонарушения. В данном случае профессиональное мнение полностью совпадает с общественным. Дело, как известно, не в жестокости наказания, а в его неотвратимости. Неотвратимость ответственности и в современных условиях является важнейшим показателем эффективности борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, общего состояния законности[1]. Отсюда особая значимость открытого и правдивого освещения состояния правопорядка в обществе, деятельности правоохранительных органов, их успехов и откровенных промахов[2]. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в деле укрепления законности и правопорядка опрошенные важное значение придают правовому воспитанию. На наш взгляд, определенный опыт правового воспитания, накопленный в советские годы, может быть использован и сейчас, когда уровень правовой культуры населения не может не вызывать озабоченности. В этой связи были бы оправданными разработка и последовательное проведение в жизнь федеральной комплексной программы по повышению правовой культуры населения. Чрезвычайно важно, чтобы правовоспитательные мероприятия проводились с учетом возрастных, профессиональных и других социальных особенностей различных категорий населения. В современных условиях большое значение приобретают правовая подготовка должностных лиц и других государственных служащих, правовое просвещение учащейся молодежи, правильная постановка правовоспитательной работы в коллективах и т. п. Представляется, что к решению проблем правового воспитания более активно могли бы подключиться и достаточно многочисленные правозащитные организации. Только успешное решение указанных выше проблем позволит создать в стране систему правового воспитания и борьбы с правовым нигилизмом, которая соответствовала бы принципам и требованиям, предъявляемым к правовому государству. С этим тесно связаны и успехи в осуществлении судебной реформы. Только они могут обеспечить подлинную независимость и самостоятельность судебной власти в системе разделения властей. К сожалению, такая независимость, обусловливаемая, в частности, и профессиональным разделением труда, еще не стала реальным фактом, о чем свидетельствуют многочисленные публикации о зависимости судей от федеральной и местной власти, их ангажированности и, что наиболее опасно, коррумпированности[3]. Проблема борьбы с коррупцией распространяется, разумеется, не только на юридических работников, но и прежде всего на должностных лиц и хозяйственных руководителей[4]. Именно поэтому так важно повышение их ответственности за законность принимаемых решений. Обеспокоенность юристов состоянием борьбы с коррупцией разделяет сегодня, как известно, и официальное руководство страны, разработавшее наконец комплекс первоочередных мер в этом направлении[5].

Следующей мерой, направленной на укрепление законности и правопорядка, опрошенные юристы видят повышение уровня профессиональной подготовки юристов, их правовой культуры. Самым неразрывным образом с этой проблемой связано состояние юридического образования. И не только в плане воспитательном. Многие из проблем юридического образования сегодня видятся по-новому и требуют иных, чем прежде, подходов к их разрешению. Более 20% респондентов высказались за изменение законодательства и карательной практики в сторону усиления юридической ответственности. Думается, что в данном случае было бы неправильно отмечать только ригористические настроения среди юристов. Статистика преступности и реальная криминогенная обстановка свидетельствуют о том, что высказываемая юристами позиция отвечает потребностям борьбы с правонарушениями. Именно поэтому вряд ли можно согласиться с ориентированностью некоторых российских политиков на декриминализацию значительного количества видов преступлений[6]. Статистика преступности может быть искусственно подправлена, однако реальное состояние дел не улучшится без принятия кардинальных мер. Вполне понятно, что в такой ситуации лишь незначительная часть юристов высказываются за изменение законодательства и карательной практики в сторону смягчения юридической ответственности.

В некотором диссонансе с позицией средств массовой информации находятся ответы юристов о необходимости усиления безопасности должностных лиц правоохранительных органов[7]. На эту меру укрепления законности и правопорядка указали лишь 1% опрошенных. Видимо, на общем фоне преступности покушения на жизнь и здоровье самих юристов воспринимаются в профессиональном сознании как чрезвычайные, но достаточно эпизодические. Это, разумеется, ни в коей мере не ставит под сомнение необходимость последовательной реализации Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Заметное число респондентов высказались за более широкое участие населения в охране общественного порядка. Думается, что для такого мнения имеются вполне серьезные основания. Не случайно правоохранительными органами в последнее время предпринимаются определенные попытки привлечения населения к охране правопорядка[8].

Одно из важнейших направлений укрепления законности — это обеспечение соблюдения требований законодательства в процессе его реализации, и особенно в правоприменительной практике. Уровень профессиональной правовой культуры и законности наиболее отчетливо проявляется именно на этой стадии, особенно в такой его форме, как применение права. Опять же нарушения законности, низкий уровень профессиональной правовой культуры особенно явно бывает выражен в процессе правоприменения. Нельзя забывать и о том, что профессиональная деятельность большинства юристов связана именно с применением права.

Особая требовательность к соблюдению закона должна предъявляться в работе правоохранительных органов. Обеспечение правопорядка — это их предназначение, основная цель. Юристы, в отличие от других граждан, участвуют в этом процессе на качественно иной основе — профессиональной. На укрепление законности и правопорядка, и прежде всего в работе правоохранительных органов, нацелена и проводимая в стране в последнее время правовая реформа.

 

Библиография

1 См.: Орлов П. Дело Политковской в Генпрокуратуре // Российская газета. 2008. 23 сент.

2 См.: Сас И. Совет без цензуры // Российская газета. 2008. 23 сент.

3 См.: Трунов И. Юридическая безнаказанность // ЭЖ-Юрист. 2008. № 35.

4 Подробнее об этом см.: Астанин В.В. Антикоррупционная политика России. Криминологические аспекты: Моногр. — М., 2009.

5 См.: Елисеев И. Взятки не в моде // Российская газета (Неделя). 2008. 22 мая.

6 См.: Бабаков А. Преступность не искоренить жестокостью // Российская газета. 2008. 10 окт.

7 См.: Куликов А. Четверо арестованы, один в розыске // Там же. 12 марта; Давыденко В. Дела не сгорели // Там же. 8 авг.

8 См.: Фалалеев М. Гражданский дозор // Российская газета. 2008. 20 мая.