Страницы в журнале: 66-69

 

И.Е. АРТЮХИНА,

соискатель юридического факультета Российского государственного гуманитарного университета

 

В статье исследована история развития института патентных поверенных в российском законодательстве и отражено современное состояние российского законодательства, регулирующего деятельность патентных поверенных.

Ключевые слова: патентный поверенный; история патентных поверенных; законодательство, регулирующее деятельность патентных поверенных.

 

Development and current state of the Russian legislation regulating activity of patent attorney

 

Artukhina I.

 

The article investigates the history of the development of legislation on patent attorneys in Russia and reflects the current state of legislation governing the activities of patent attorneys.

Keywords: patent attorney, the legislation regulating activity of patent attorney.

 

В  настоящее время приоритетным направлением развития российского законодательства является формирование эффективных механизмов правовой защиты и вовлечения в

хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Правовую основу участия результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в хозяйственном обороте составляет вступившая в силу с 1 января 2008 г.  часть четвертая Гражданского кодекса РФ. Указанный нормативный акт призван регулировать общественные отношения в сфере интеллектуальной собственности. Значение данных отношений в современных условиях гражданского оборота настолько возросло, что появилась необходимость их регулирования наравне с отношениями в области материального производства, исконно являющимися предметом регулирования гражданского права.

В то же время специфика участия объектов интеллектуальных правоотношений в гражданском обороте обусловливает необходимость использования в законодательстве особых правовых инструментов, призванных обеспечивать признание, охрану и защиту интеллектуальных прав. Одним из таких правовых инструментов выступает институт патентных поверенных, целью деятельности которых является представительство интересов заявителей, правообладателей и иных заинтересованных граждан и юридических лиц, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Как справедливо отмечал В.А. Дозорцев, необходимо учитывать, что «операции с исключительными правами – совершенно автономная и даже самостоятельная сфера. Недаром действующий Патентный закон создал специальный институт патентных поверенных, никак не связанный с общей адвокатурой»[1]. Вместе с тем нужно отметить, что институт патентных поверенных не является исключительной новеллой российского законодательства. Историю регулирования деятельности подобных посредников можно проследить еще в дореволюционном праве[2].

Руководствуясь данными, опубликованными в работе Д.О. Ревинского, патентные поверенные как посредники в получении привилегий на изобретения были впервые упомянуты в Положении о привилегиях на изобретение и усовершенствования от 20 мая 1896 г. Однако и до этого существовали люди, которые «не назывались “патентными поверенными”, но фактически выполняли те же посреднические функции между просителями привилегий и министерствами»[3]. Указанное положение о привилегиях 1896 года действовало вплоть до революции 1917 года.

В советском праве об институте патентных поверенных не упоминалось, поскольку правовой статус патентных поверенных законодательно урегулирован не был. Однако фактически патентные поверенные осуществляли профессиональную деятельность в составе предприятий, существовали патентные отделы при заводах и научно-исследовательских институтах. Помимо этого, коллектив патентных поверенных «Союзпатент» осуществлял деятельность при Торгово-промышленной палате СССР. Деятельность Союзпатента началась с 1920-х годов, когда при Всероссийской торговой палате было создано Патентное бюро, преобразованное впоследствии в Патентный отдел ВТП, затем в Управление по патентованию изобретений ТПП СССР, а затем в организацию «Союзпатент». В настоящее время ООО «Союзпатент» продолжает осуществлять свою деятельность при ТПП РФ[4].

В советское время данная организация монопольно оказывала услуги по патентованию советских изобретений за рубежом, а также по регистрации товарных знаков при экспорте товаров за границу. Также Союзпатент оказывал патентные услуги иностранным лицам в СССР.

Так, в соответствии с п. 5 Указаний о порядке патентования советских изобретений за границей, утвержденных постановлением Госкомизобретений СССР от 18.12.1973, работы по патентованию советских изобретений за границей должны были проводиться через Торгово-промышленную палату СССР, которая выполняла функции патентного поверенного для советских граждан и организаций, оказывала помощь заявителям в оформлении документов юридического характера (доверенностей, передаточных актов и др.), направляла заявки за границу, осуществляла связь с иностранными патентными ведомствами (через зарубежных патентных поверенных), выполняла переводы решений иностранных патентных ведомств, запросов патентных поверенных, а также оказывала помощь в подготовке ответов на решения и запросы.

Такой монопольный порядок просуществовал до 1990 года. 30 июля 1990 г. был издан приказ Госкомизобретений СССР № 112 «О введении в действие Временного порядка патентования изобретений за границей». Указанный документ отменил ранее действовавшие Указания о порядке патентования советских изобретений за границей.

В соответствии с п. 10 Временного порядка патентования изобретений за границей подготовку материалов для патентования изобретений за границей заявители могли осуществлять самостоятельно или с помощью специализированных организаций, оказывающих патентные услуги на условиях хозяйственного расчета, в частности, Всесоюзного центра патентных услуг, Центра патентно-информационного обслуживания «Информпатент» в Ленинграде, Всесоюзного внешнеэкономического объединения патентных поверенных «Союзпатент» Торгово-промышленной палаты СССР.

В то же время ни Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, ни Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года не регулировали деятельность патентных поверенных.

Возрождение законодательного регулирования института патентных поверенных началось с принятия Патентного закона РФ от 23.09.1992 № 3517-1 (далее — Патентный закон) и Закона РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее —Закон о товарных знаках), которые и ввели в действующее российское гражданское законодательство понятие патентного поверенного.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о товарных знаках ведение дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности могло осуществляться заявителем, правообладателем, иным заинтересованным лицом самостоятельно либо через патентного поверенного, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или иного представителя.

Физические лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, или иностранные юридические лица либо их патентные поверенные должны были вести дела с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности только через патентных поверенных, зарегистрированных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Исключения из этого правила предусматривались в международных договорах Российской Федерации.

Аналогичные права и требования к правовому статусу патентного поверенного были предусмотрены в ст. 15 Патентного закона.

Статья 8 Закона о товарных знаках определяла порядок регистрации товарного знака и знака обслуживания, а ст. 32 этого же закона — порядок регистрации и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара.

Следует отметить, что другие законы, регулировавшие в то время отношения в сфере интеллектуальной собственности, также предусматривали регистрацию соответствующего объекта интеллектуальной собственности и даже возможность осуществлять такую регистрацию через представителя, но ссылки на патентного поверенного не содержали. Так, например, в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 23.09.1992 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» автор топологии или иной правообладатель непосредственно или через своего представителя мог по своему желанию зарегистрировать топологию в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности путем подачи заявки на официальную регистрацию топологии ИМС. Аналогичная возможность была предусмотрена ст. 13 Закона РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Таким образом, ранее действовавшее законодательство предусматривало, что патентные поверенные могли осуществлять деятельность в области правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. В иных случаях также предусматривалась возможность представительства интересов заявителей, но прямо о деятельности патентного поверенного не упоминалось.

В соответствии с абзацем третьим п. 2 ст. 8 Закона о товарных знаках в качестве патентного поверенного мог быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на ее территории. Другие требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также правомочия на ведение дел, связанных с правовой охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, должны были определяться Правительством РФ.

Вплоть до принятия Положения о патентных поверенных и определения иного порядка регистрации патентных поверенных признавалась действительной их регистрация, официально произведенная бывшим Государственным патентным агентством СССР.

12 февраля 1993 г. постановлением Совета Министров — Правительства РФ № 112 было утверждено Положение о патентных поверенных, в соответствии с которым целью деятельности патентных поверенных являлось обеспечение условий для ведения дел по получению и поддержанию в силе охранных документов Российской Федерации на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

Во исполнение указанного Положения в части аттестации и регистрации патентных поверенных в разные годы издавались приказы Роспатента: от 22.07.1994 № 40 «О размерах платы за аттестацию и регистрацию патентных поверенных» и пришедший ему на смену одноименный приказ от 04.06.1998  № 115.

Таким образом, размер платы за аттестацию и регистрацию патентных поверенных устанавливался на уровне ведомственных нормативных актов[5].

Приказ Роспатента от 04.06.1998 № 115 был отменен приказом Роспатента от 06.02.2006 № 12. Однако необходимо отметить, что приказ Роспатента № 12, подлежащий обязательной регистрации в Минюсте России, не прошел такую регистрацию, в связи с чем приказ Роспатента № 115 фактически продолжал действовать плоть до принятия Федерального закона от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных» (далее — Закон о патентных поверенных) и постановления Правительства РФ от 15.07.2009 № 568 «Об установлении размера и правил взимания платы за проведение квалификационного экзамена при осуществлении аттестации кандидата в патентные поверенные».

Действующие в настоящее время нормативные акты изменили основания и порядок взимания платы за аттестацию и регистрацию патентных поверенных, поскольку подобные вопросы не могут быть урегулированы на уровне ведомственных нормативных правовых актов. В соответствии с ч. 8 ст. 6 Закона о патентных поверенных за проведение квалификационного экзамена взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются Правительством РФ. Что же касается регистрации патентных поверенных, то в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о патентных поверенных уплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о регистрации осуществляется в порядке и размерах, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В данном случае применению подлежит подп. 58 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, устанавливающей размер государственной пошлины за осуществление государственной регистрации.

Также приказом Роспатента от 11.06.2004 № 8 «Об утверждении формы свидетельства патентного поверенного» была утверждена форма свидетельства патентного поверенного, которая действует до сих пор. Помимо этого, в части, не противоречащей Закону о патентных поверенных, продолжает действовать утвержденный Роспатентом в 2003 году Порядок проведения квалификационного экзамена для аттестации патентных поверенных.

Следует также отметить, что ранее действовавшее законодательство наделяло патентных поверенных полномочиями для ведения дел по получению и поддержанию в силе охранных документов Российской Федерации на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров[6]. С принятием части четвертой Гражданского кодекса РФ и Закона о патентных поверенных была официально расширена сфера деятельности патентных поверенных. Основу деятельности патентных поверенных составляет ст. 1247 ГК РФ, в соответствии с которой ведение дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности может осуществляться заявителем, правообладателем, иным заинтересованным лицом самостоятельно, или через патентного поверенного, зарегистрированного в указанном федеральном органе, или через иного представителя. В соответствии со ст. 1246 ГК РФ, а также иными статьями Гражданского кодекса РФ, устанавливающими обязательность или добровольность государственной регистрации тех или иных объектов интеллектуальной собственности (статьи 1262, 1353, 1374, 1414, 1433, 1452, 1480, 1518 и др.), федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), с которым заявители могут вступать во взаимодействие посредством патентных поверенных, осуществляет юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством патентные поверенные вправе осуществлять деятельность в области правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, включая изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Следует обратить внимание на то, что в процессе обсуждения проекта части четвертой Гражданского кодекса РФ поднимался вопрос о неправомерности включения положения о патентных поверенных в главу 69 ГК РФ, которая устанавливает общие положения регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В частности, в заключении Правового управления аппарата Государственной думы было отмечено, что включение норм о патентных поверенных в общие положения противоречат принципу унификации и кодификации законодательства, поскольку подобные субъекты осуществляют свою деятельность только в сфере охраны промышленной собственности – изобретений, полезных моделей и т. п.[7] Тем не менее анализ действующего законодательства показывает, что деятельность патентного поверенного не может быть ограничена только рамками патентного права, поскольку он задействован в обеспечении правовой охраны большинства объектов интеллектуальных прав.

Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, с которым осуществляют взаимодействие патентные поверенные, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), деятельность которой осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам». В соответствии с указанным постановлением к полномочиям Роспатента, помимо прочего, относятся осуществление аттестации и регистрации патентных поверенных Российской Федерации, а также выдача им регистрационных свидетельств. Подобные полномочия позволяют осуществлять контроль со стороны Роспатента за деятельность патентных поверенных.

Что же касается нормативно-правового регулирования деятельности патентных поверенных, то его осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации[8]. В то же время отметим, что между Роспатентом и Министерством образования и науки РФ существует тесная связь, поскольку Роспатент находится в ведении данного министерства, что противоречит принципам проводимой в стране административной реформы, которая не допускает сосредоточение в одних руках и контрольно-надзорных, и нормативных функций.

 

Библиография

1 Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей / Исследовательский центр частного права. — М., 2005. С. 334.

2 См., например: Пиленко А.А. Право изобретателя: В 2 т. — М., 1902—1903; Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. — М., 1919, и др.

3 Ревинский Д.О. История патентной системы и патентования изобретений в России  в XIX веке: основные проблемы изучения // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://revinsky.karatobe.ru/ patent/patent_history_problems.html. 2003 г.

4 Данные с официального сайта Союзпатента // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tpprf.ru/ru/ main/enterprises/patent/

5 См.: Определение КС РФ от 20.10.2005 № 458-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черных Ильи Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 15 Патентного закона Российской Федерации, статьи 8 Закона Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, Положения о патентных поверенных и Правил проведения аттестации и регистрации патентных поверенных». (Документ опубликован не был.)

6 См. постановление Совета Министров — Правительства РФ от 12.02.1993 № 122 «Об утверждении Положения о патентных поверенных» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7. Ст. 573.

7 Заключение Правового управления аппарата Государственной думы от 12.09.2006 № вн 2.2-1/2820 по проекту № 323423-4 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, внесенному Президентом Российской Федерации (первое чтение). (Документ опубликован не был.)

8 См. постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2562.