УДК 342.71

Страницы в журнале: 51-54 

 

Р.А. БРУНЕР,

 кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России,

 

Т.А. ПРУДНИКОВА,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России

 

Раскрывается роль Федеральной миграционной службы Российской Федерации в сфере миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства; отмечается, что миграционные процессы играют важную роль для всестороннего развития государства, требуют правового регулирования; утверждается о необходимости устранить существующие правовые пробелы в действующем законодательстве.

Ключевые слова: Федеральная миграционная служба Российской Федерации, миграционный учет, гражданство, въезд, выезд, иностранные граждане, лица без гражданства, обеспечение прав и свобод.

 

Federal migratory service of the Russian Federation and its role in sphere of the migratory account of foreign citizens and persons without citizenship

 

Bruner R., Prudnikova T.

 

The role of Federal migratory service of the Russian Federation in sphere of the migratory account of foreign citizens and persons without citizenship reveals; it is noticed that migratory processes play an important role for a state all-around development, demand legal regulation; affirms about necessity to eliminate existing legal blanks as the current legislation.

Keywords: Federal migratory service of the Russian Federation, the migratory account, citizenship, entrance, departure, foreign citizens, persons without citizenship, maintenance of the rights and freedom.

 

Обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства является важным как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни страны. Именно в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты.

При соблюдении установленных гражданско-правовых условий можно рассчитывать на рост предпринимательской инициативы во всех секторах экономики, на развитие новых технологий, на обеспечение надежной защиты интеллектуальной собственности, на охрану авторских прав внутри страны и на поддержание ее авторитета в мире.

В интересах повышения эффективности государственного управления усилия правоохранительных органов должны быть сосредоточены на справедливой борьбе с преступлениями. Со времени образования Российской Федерации наработана правоприменительная практика, позволяющая государственным органам адекватно реагировать на несоблюдение норм действующего законодательства. Вместе с тем правоохранительные органы должны работать более ритмично, упреждающе реагировать на допущенные нарушения законным путем, пресекать коррумпированность чиновничества, своей деятельностью обеспечивать информационную открытость, ориентируясь на качество защиты прав и свобод граждан.

Укрепление системы правоохранительных органов требует изыскания принципиально новых подходов к структуре и модели функционирования Федеральной миграционной службы Российской Федерации (далее — ФМС России). Это продиктовано резко изменившимся характером противодействия организованной преступности и правонарушениям в сфере миграции, появлением новых источников устрашения российского общества, необходимостью объединения усилий международного сообщества в противодействии международному терроризму, трансграничной преступности, нелегальной миграции, торговле людьми и наркобизнесу.

Среди социально-экономических явлений миграция людей наиболее чувствительна к происходящим в стране и за рубежом переменам. Наиболее интенсивные потоки мигрантов присущи процессам иммиграции, внешней трудовой миграции, расселения, вынужденной миграции, а также нелегальной миграции.

Приобретает все большую значимость правовое урегулирование основных гражданских прав и свобод мигрантов в соответствии с ратифицированными Россией международными правовыми актами. Вместе с тем конституционно-правовой механизм приобретения российского гражданства гражданами государств—участников СНГ требует своего дальнейшего совершенствования. Так, по мере становления институтов гражданства на постсоветском пространстве обозначились противоречия между некоторыми нормами Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и аналогичными правовыми актами государств—участников СНГ[1], граждане (жители) которых составляют основной контингент лиц, ходатайствующих о приобретении российского гражданства.

Перемещения населения истощают ограниченные политические и экономические ресурсы государства, не всегда готового к реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации и угрозы национальной безопасности. По экспертным оценкам, за постсоветский период в Россию переселилось около 9 млн мигрантов из государств—участников СНГ. По данным ФСБ России, количество иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно въезжающих в Российскую Федерацию, составляет более 20 млн человек.

В тех или иных видах, процессах, формах и способах регулирования миграция затрагивает судьбы практически всех жителей Земли и представляет собой социально-экономическое явление, формирующееся в процессе реализации людьми своих намерений, связанных с передвижением, приобретением соответствующего гражданско-правового статуса в местах поселения, а также с интересами общества и государства.

Федеральные законы от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» (далее — Указ Президента РФ № 928) и другие нормативные правовые акты в сфере гражданско-правового регулирования миграционных процессов стимулируют противодействие негативным тенденциям в формировании миграционных процедур.

Несмотря на принимаемые меры, сохраняется неблагоприятная динамика нелегальной миграции в Российскую Федерацию. На сегодняшний день система миграционного учета въезда, выезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации находится в процессе совершенствования.

Таким образом, наличие нерешенных проблем существенно влияет на эффективность реализуемой государственной миграционной политики, в целом на перспективы социально-экономического и демографического развития Российской Федерации.

Основное место среди органов исполнительной власти, занимающихся реализацией общей стратегии государственной политики в сфере миграции, по праву принадлежит ФМС России. Согласно действующим нормативным правовым актам ФМС России — это самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, наделенный правоприменительными функциями, полномочиями по контролю и надзору, а также оказанию государственных услуг в сфере миграции (Указ Президента РФ № 928).

Одной из особенностей геополитической позиции России является ее расположение на основных маршрутах транзитной миграции из ряда азиатских, арабских и африканских стран с неблагополучной внутриполитической, экономической и экологической обстановкой, а также из среднеазиатских и закавказских республик СНГ в развитые западноевропейские государства, Скандинавские страны, США и Канаду.

Динамика въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации и их выезда с территории страны за последние несколько лет остается стабильной.

Так, по данным государственной информационной системы миграционного учета (ГИСМУ), в 2010 году на территорию Российской Федерации въехали 12,9 млн иностранных граждан (в 2009 году — 14,7 млн человек). В основном иностранные граждане в Российскую Федерацию прибывают с Украины (22,1% от общего числа въехавших), из Узбекистана (11,8%), Казахстана (11%), Таджикистана (7,3%) и Молдавии (5,4%).

В настоящее время в системе ФМС России продолжает функционировать 114 подразделений иммиграционного контроля, расположенных вблизи 149 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Наиболее интенсивные иммиграционные потоки отмечаются в пунктах пропуска на украинском, казахстанском и китайском участках

государственной границы Российской Федерации, а также в воздушных пунктах пропуска Москвы и Санкт-Петербурга.

Значение и роль ФМС России в области предупреждения и пресечения административных правонарушений иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашего государства раскрывается через осуществляемые ею полномочия.

Основополагающим направлением деятельности ФМС России и ее территориальных органов является контрольно-надзорная функция. При этом ФМС России и ее территориальные органы не только осуществляют контроль за прибывающими в страну и временно или постоянно проживающими на территории страны иностранными гражданами и лицами без гражданства, но и ведут их учет через центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, являющийся федеральным информационным ресурсом.  Именно ФМС России выступает ответственным органом за ведение центрального банка данных. Она совместно с другими компетентными органами государственной власти обязана: во-первых, обеспечивать бесперебойную эксплуатацию программно-технического комплекса центрального банка данных с использованием современных информационных технологий и привлечением соответствующего квалифицированного персонала (приказ от 10.03.2006 МВД России № 148, МИД России № 2562, ФСБ России № 98, Минэкономразвития России № 62, Минкомсвязи России № 25 «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации»); во-вторых, осуществлять автоматизированный сбор, хранение и обработку информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, а в необходимых случаях — ее представление пользователям данного банка.

Организация цивилизованной миграции, т. е. создание условий для повышения миграционной привлекательности Российской Федерации, с одной стороны, и противодействие нелегальной миграции, с другой, направлены на реализацию стратегического курса Правительства РФ в части стабилизации общей численности населения и содействия устойчивому социально-экономическому развитию страны.

ФМС России принимает участие в совершенствовании законодательной и нормативно-правовой базы в сфере миграции. Продолжает оставаться актуальной проблема формирования адекватного законодательства, направленного на преодоление негативных последствий миграционных процессов в условиях кризисной экономической ситуации и обеспечение национальной безопасности государства. Разработка такого законодательства преследует еще одну цель: создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов в соответствии с международными стандартами и взятыми Российской Федерацией обязательствами.

Деятельность ФМС России направлена на достижение задач по обеспечению возможности реализации прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; по участию в развитии потенциала государственного управления и взаимодействию с институтами гражданского общества.

Таким образом, функции ФМС России разнообразны, ей принадлежит ведущая роль в формировании и реализации государственной миграционной политики Российской Федерации; деятельность  ФМС России требует своего дальнейшего усовершенствования и приведения в соответствие общемировым стандартам и действующим международным нормативным правовым актам.

 

Библиография

 

1 См. законы Украины от 18.01.2001 № 2235-III «О гражданстве Украины»; Республики Узбекистан от 02.07.1992 № 632-XII «О гражданстве Республики Узбекистан»; Республики Беларусь от 01.08.2002 № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь» и др.