А.А. САВОСТИН,

кандидат юридических наук, доцент

 

К  настоящему времени из всего многообразия форм государственной разрешительной политики (к которым, в частности, принадлежат регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация, аттестация, квотирование и т. д.) в нашей стране недостаточно задействован такой метод административно-правового регулирования общественных отношений, как сертификация. Между тем сегодня имеются все объективные предпосылки для постепенного естественного устранения диспропорции в использовании сертификации и иных разрешительных методов административно-правового регулирования.

Сертификация продукции и услуг, т. е. деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям, осуществляется в целях создания условий для работы предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья человека; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Представляется, что сертификация в качестве метода административно-правового регулирования общественных отношений обладает достаточной гибкостью, возможностью изменяться в соответствии с экономической и политической ситуацией в стране. Рассматриваемый метод необходимо отнести к категории устойчивых, поскольку его  содержание сохраняется продолжительное время без каких-либо существенных изменений. Это содержание закреплено в нормах федерального законодательства, а также в постановлениях Правительства РФ и указах Президента России. Четкость и проработанность метода сертификации обусловливает возможность его использования независимо от экономической ситуации.

Необходимо помнить, что сертификация как метод административно-правового регулирования не исключает предоставления участникам административных отношений права выбора варианта поведения. К примеру, в сфере технического регулирования в целях обеспечения общественной безопасности производитель, поставщик продукции обязан подтвердить соответствие этой продукции действующим нормам и стандартам. Однако форма подтверждающего документа (декларация или сертификация), а также схема подтверждения избираются по усмотрению заявителя. Более того, усилия органов государственной власти в рассматриваемой сфере в целом сосредоточены на контроле и надзоре за соблюдением требований технических регламентов, а функции по проведению сертификации делегируются негосударственным организациям (при условии прохождения ими аккредитации), которые в дальнейшем организуют свою деятельность на основе договоров с предприятиями[1].

Сертификация занимает особое место в комплексе средств регулирования предпринимательской деятельности, таких как нормативное регулирование основ деятельности (ее видов, содержания и т. д.);  официальное признание, удостоверение статуса субъекта предпринимательства и осуществляемых им видов деятельности (регистрация, лицензирование и др.); установление нормативных требований к содержанию и качеству предпринимательской деятельности (государственные стандарты, санитарно-эпидемиологические требования, противопожарные нормативы, сертификация продукции и услуг и др.);  определение порядка ведения хозяйственной деятельности (в основном для государственного предпринимательства); осуществление мер по поддержке предпринимательства (льготные кредиты, освобождение от налогов и др.); контроль за соблюдением законности; введение запретов и санкций за отступление от нормативно установленных предписаний.

Сертификация находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими методами административно-правового регулирования общественных отношений, такими как лицензирование, регистрация, аккредитация, аттестация и т. п.

В юридической литературе иногда высказывается точка зрения о том, что сертификация как метод административно-правового регулирования ограничивает самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности. Такое ограничение действительно имеет место, но оно обусловлено прежде всего необходимостью рационального сочетания интересов производителя продукции и услуг и их потребителя, личности и общества.

В заключение хотелось бы отметить, что решение ряда проблем экономики  и управления в Российской Федерации возможно только при условии совершенствования методов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Так, 53% опрошенных участников II Всероссийского съезда представителей малых предприятий считают, что «ликвидация существующих административных барьеров при... сертификации... является наиболее важной задачей, решение которой будет способствовать успешному развитию предпринимательской деятельности»[2].

 

Библиография

1 См.: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

2 Филимонов  С.Н., Калина Н.А. Административные барьеры на пути развития предпринимательства // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2001. № 1. С. 29.