Реклама
Статья

Современные формы борьбы с содействием преступлениям террористического характера

И.О. КОШЕВОЙ, аспирант Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова Рассматриваются вопросы стратегии и тактики противодействия терроризму, включающие в себя психологический, экономический, социальный, юридический и духовный аспекты. Обосновывается вывод о том, что в настоящее время ставка исключительно на силовые методы в противодействии идеологии терроризма не дает искомого результата. Все страны мирового сообщества вплотную подошли к пониманию необходимости раннего пресечения терроризма и экстремизма именно через борьбу с распространением его идеологии.

УДК 343.9

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №5 2011 Страницы в журнале: 136-140 

 

И.О. КОШЕВОЙ,

аспирант Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова

 

Рассматриваются вопросы стратегии и тактики противодействия терроризму, включающие в себя психологический, экономический, социальный, юридический и духовный аспекты. Обосновывается вывод о том, что в настоящее время ставка исключительно на силовые методы в противодействии идеологии терроризма не дает искомого результата. Все страны мирового сообщества вплотную подошли к пониманию необходимости раннего пресечения терроризма и экстремизма именно через борьбу с распространением его идеологии.

Ключевые слова:  исламский терроризм, вовлечение в преступность, террористическая деятельность, идеология терроризма, содействие терроризму.

 

Modern forms of struggle with the promotion of terrorist crimes

 

Koshevoy  I.

 

Problems of counteraction promoting terrorist crimes include at least the psychological, economic, social, legal and spiritual aspects. In considering questions of strategy and tactics to counter terrorism, the author believes that the current exclusive reliance on force to counter the ideology of terrorism does not give the desired result. All countries of the world community have come close to understanding the need for early suppression of terrorism and extremism is a fight the spread of terrorist ideology.

Keywords: Islamic  terrorism, criminal involvement, terrorist activity, terrorism assistance,  terrorist ideology.

 

Вопросы борьбы с содействием террористической деятельности имеют целый ряд аспектов — психологический, экономический, социальный, юридический и духовный. Многие авторы справедливо отмечают, что «терроризм — явление сложное, динамичное, многоплановое. Помимо правовых оно затрагивает и целый ряд других проблем — психологические, исторические, технологические и т. д. Не случайно международному сообществу так и не удалось найти общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого феномена для всех понятно. Здесь присутствует и противозаконное насилие, как правило с применением оружия, и стремление запугать широкие слои населения, и невинные жертвы, а применительно к террористическим актам, выходящим за рамки государственных границ, — международный элемент»[1].

Говоря о сущности идеологического и информационного противодействия террористической деятельности, необходимо радикально изменить систему просвещения граждан по вопросам терроризма и его идеологии. Не допустима тут, в частности, имеющаяся сейчас в ряде регионов политика двойных стандартов в противодействии терроризму, а одним из действенных методов борьбы с терроризмом является увековечивание памяти жертв терактов[2].

В настоящее время ставка исключительно на силовые методы в противодействии идеологии терроризма не дает искомого результата. Все страны мирового сообщества вплотную подошли к пониманию необходимости раннего пресечения терроризма и экстремизма  именно через борьбу с распространением идеологии терроризма.

Надо усилить контроль над СМИ. Очень важно, как именно пресса должна освещать акты террора. Нужен этический кодекс журналистов, который будет определять нормы, порядок и регламент их действий при освещении в СМИ терактов. В стране должен быть отряд журналистов, которым будет предоставлено право информировать общественность о начальном этапе теракта (без излишней паники и кровавых сюжетов)[3].

Необходимо изучать и разрабатывать основы науки о терроризме (террорологии). Настало время открывать в ведущих вузах страны кафедры, на которых  эта наука будет преподаваться и изучаться. Координатором такой работы мог бы выступить всемирный антикриминальный и антитеррористический форум.

Основной пользователь сети Интернет — молодежь, что обусловливает необходимость отсутствия свободного доступа к сайтам, пропагандирующим экстремизм и насилие.

Большинство террористов — бывшие осужденные. Следовательно, предварительная вербовочная и организационная работа происходит в исправительных колониях, где довольно высоким авторитетом обладают группировки религиозных экстремистов[4]. Руководители ИТУ должны пресекать деятельность таких организаций на своей территории. Кроме того, организаторы криминальных группировок зачастую получают смехотворно малые условные сроки за свою деятельность, а порой вовсе избегают наказания. Необходимо строгое соблюдение законов, а возможно, и пересмотр некоторых из них в плане ужесточения наказания за организацию экстремистских группировок.

Это лишь малая часть тех мероприятий, которые следует уже сегодня сделать приоритетными в борьбе с идеологией терроризма. Только административными и силовыми методами невозможно добиться ощутимых результатов в этой борьбе.

В чем же состоят идеологические и информационные методы борьбы с содействием террористической деятельности? Перечислим основные из них:

создание эффективной системы просвещения граждан об опасности религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом. Необходимо практиковать в вузах преподавание спецкурсов по антитеррору с учетом специфики будущей профессии студентов;

— выработка единой технологии в освещении проблем противодействия террористическим угрозам в СМИ, тщательная регламентация порядка освещения в СМИ ситуаций, связанных с актами терроризма. В телепередачах и в печати нельзя предоставлять слово теоретикам, практикам, активистам терроризма, их пособникам. Сообщения должны быть строго дозированными, целенаправленными и контролируемыми, без излишней детализации терактов;

— повышение роли СМИ в деле создания национального антитеррористического фронта, в воспитании населения в духе бдительности, осознания необходимости осуществления контртеррористических мер, сопричастности каждого гражданина к борьбе с терроризмом и экстремизмом;

— активное проведение информационно-политических мероприятий, влияющих на антитеррористическое поведение граждан, а именно: повышение общеобразовательного уровня, культуры граждан; создание условий для развития традиционной и самобытной культуры; усиление пропагандистской работы среди всех слоев населения; разъяснение сути антитеррористических идей; укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами терактов будут не отдельные индивиды и группы, а большинство граждан; создание эффективной системы просвещения в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом; обеспечение системы мер, направленных на осуждение экстремистской идеологии и практики, терроризма, насилия в СМИ; усиление контрпропаганды, переориентации СМИ на внедрение в социальную практику норм толерантного поведения и др.;

— наличие в государстве структуры, ответственной за доведение до сведения всех граждан первичной информации о совершенных террористических актах, об их последствиях и жертвах;

— обеспечение своевременного предоставления СМИ в части, не противоречащей действующему законодательству, достоверных сведений о ходе расследования актов терроризма, о рассмотрении таких дел в судах и наказании виновных;

— постоянное доведение до граждан содержания и требований антитеррористического законодательства;

— максимально полное использование возможностей межпарламентских связей, работы в межпарламентских сообществах для доведения до парламентариев зарубежных стран позиции России о необходимости объединения усилий в борьбе с терроризмом, в том числе по розыску и преданию суду лиц, подозреваемых в терроризме.

Важным направлением деятельности государства, институтов гражданского общества в борьбе с содействием террористической деятельности является развертывание соответствующей работы по разъяснению целей, идеологии, практики вовлечения в преступления террористического характера. Такая работа может проводиться в различных формах.

Требуют, по нашему мнению, дальнейшей разработки, в частности,  следующие вопросы:

— социальная база современного терроризма;

— причины и движущие силы терроризма;

— систематизация проблем международного терроризма;

— взаимосвязь терроризма и организованной преступности;

— противодействие угрозам технологического терроризма;

— идеологические концепции современного терроризма и противодействие их распространению;

— источники финансирования терроризма и борьба с ними;

— сущность и содержание антитеррористической деятельности государства;

— направления и формы международного сотрудничества в противодействии террористическим угрозам;

— национальные, региональные и международные антитеррористические структуры, на-

правления и формы их взаимодействия;

— роль и место вооруженных сил в борьбе с терроризмом;

— использование институтов гражданского общества в противодействии терроризму;

— религиозный терроризм и организация противодействия ему.

Приведенный перечень указывает на то, что нужна эффективная система просвещения граждан по вопросам опасности, масштабов терроризма и его идеологии. Идеология терроризма — это тот стержень, который не только сплачивает людей в организацию единомышленников, но и оправдывает террористическую деятельность путем создания и культивирования в террористической организации некоей идеологической суррогатной «солянки», в которой подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия справедливости и чести.

Профилактика и нейтрализация идеологии терроризма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что — нет, когда речь заходит об этнической или религиозной принадлежности граждан. Террористическая идеология и практика должны осуждаться. Без одобряющего, поддерживающего отношения к террористам их социального окружения, населения, отдельных его групп, как подчеркивает ряд аналитиков, попросту немыслим ни националистический, ни религиозный терроризм.

В борьбе с содействием террористической деятельности большую роль играет гражданское общество[5].

Несмотря на активное использование террористами возможностей, предоставляемых достижениями современной цивилизации, как в сфере научно-технического прогресса, так и в сфере развития демократических институтов, прав и свобод человека, главы государств и правительств всех стран должны выработать такие механизмы использования силовых и ограничительных мер, которые обеспечат не только сохранение существующих прав и свобод граждан, но и их дальнейшее развитие и укрепление. Главный вопрос заключается в том, чтобы эти свободы ограничивались соразмерно угрозе, а между безопасностью общества и ограниченными правами был соблюден соответствующий баланс. Это нужно постоянно учитывать, потому что, если ради борьбы с терроризмом, который уносит сотни и тысячи жизней, у миллионов людей ухудшится качество жизни и они утратят часть свобод, то это будет означать, что террористы одерживают победу, выигрывают, так как ужесточение государственного контроля и установление полицейского режима в стране уже спустя непродолжительное время после стабилизации обстановки неизбежно вызовет общественный протест. При этом именно протестная среда является одним из главных источников пополнения рядов террористических организаций.

После теракта 11 сентября 2001 г. в США мировое сообщество начало приходить к пониманию того, что недостаточно в борьбе с терроризмом надеяться только на спецслужбы — не всегда они срабатывают; необходимо активно использовать возможности гражданского общества, в первую очередь  для понимания и уяснения содержания терроризма, его опасности. На взгляд ряда аналитиков, определение терроризма как идеологии насилия и практики воздействия может составить существенную основу для формулирования общепринятого понятия, которого в настоящее время нет.

Важно отметить, что ресурсы гражданского общества еще недостаточно востребованы для разработки основ террорологии. Со второй половины 2006 года резко уменьшилось количество выпускаемой литературы по проблемам терроризма и антитеррора. Причин здесь несколько. С большой натяжкой мы можем говорить о создании школы экспертов, аналитиков, которые на научной основе изучают терроризм, его особенности, специфику проявления и трансформации. На наш взгляд, настало время для организации не только локальных центров, секторов и т. п., но и кафедр в ведущих вузах страны, где эта проблема будет не только изучаться, но и преподаваться. А здесь без разработки террорологии не обойтись.

К сожалению, нет системы в использовании возможностей гражданского общества для формирования среди широких слоев общественности антитеррористического сознания, более глубокого понимания проблем двойных стандартов в оценке терроризма и реакции на его проявления. Бережно относясь к нашему историческому прошлому, хотелось бы акцентировать внимание на том, что у нас в стране есть масса населенных пунктов, улиц, площадей, объектов культуры и транспорта, других учреждений, которые уже длительное время носят имена известных террористов. Данная проблема уже обсуждается в прессе, предложения сводятся к необходимости переименовать указанные объекты. На наш взгляд, это надо сделать, а через Министерство связи и информатизации РФ, Министерство транспорта РФ можно получить полный банк данных по этому вопросу. Следует прежде всего изучить весь массив информации, чтобы полностью представлять картину, а затем высказать свое отношение. Представляется, отношение будет неоднозначным и не столь ясным и определенным, как кажется на первый взгляд. Переименование улиц — не простая проблема. Это достаточно затратное мероприятие для местных бюджетов. Данный вопрос имеет и серьезный моральный аспект, особенно если учесть, что имена некоторых террористов носят улицы в городах стран СНГ и Балтии. Ничего не изменилось и в наших российских городах, где произошли крупные теракты (Москва, Каспийск, Волгодонск, Моздок, Махачкала, Владикавказ). При этом лучше, чтобы не власти, а сами жители инициировали указанные изменения. Слишком мало еще делается для увековечивания памяти военнослужащих и сотрудников силовых структур, погибших в ходе контртеррористических операций.

С позиций гражданского общества, особенно когда в России создан Национальный антитеррористический комитет, необходимо дальнейшее совершенствование системы информирования населения о террорологической обстановке в стране[6]. Речь идет о том, чтобы налогоплательщики знали, например, сколько у нас за соответствующий период времени предотвращено терактов, сколько раскрыто, сколько совершено преступлений по статьям УК РФ: 126 (похищение человека), 205 (террористический акт), 206 (захват заложника) и т. д. Эта информация должна быть широко доступной. Национальный антитеррористический комитет по итогам года мог бы готовить соответствующий отчет, который через сеть Интернет, печатные издания был доступен широким слоям общественности. Это позволило бы устранить те или иные неточности в цифрах, которые, к сожалению, ранее имели место на федеральном, региональном и, особенно, на ведомственном уровнях.

В последние 3—4 года у нас в стране значительно увеличилось бюджетное финансирование антитеррористической деятельности. При всей конфиденциальности рассматриваемой проблемы важно знать, как используются указанные средства, как они способствуют укреплению наших антитеррористических подразделений, социальной защите их сотрудников, формированию общенациональной стратегии противодействия терроризму. Это является предметом деятельности как Счетной палаты РФ, так и соответствующих комитетов Государственной думы  и Совета Федерации.

По проблеме жертв террора, их защиты следовало бы, по нашему мнению, быстрее совершенствовать российское законодательство с учетом международного опыта и имеющихся у государства финансовых возможностей. С точки зрения защиты прав человека от терактов мы находимся на самой начальной стадии, это наиболее слабая сторона российского антитеррористического законодательства. Федеральная власть должна взять на себя всю полноту ответственности за судьбы родителей, детей граждан России, пострадавших от террористических актов.

В последние 5 лет институты гражданского общества, как в мире, так и в Российской Федерации, выработали и используют целый арсенал форм и методов, в которых выражают свое отношение к терроризму, его жертвам, людям, которые ценой своей жизни спасали заложников, участвуя в контртеррористических мероприятиях. Это установка мемориальных комплексов, многочисленных памятников, мемориальных знаков, строительство часовен, проведение церемоний памяти погибших в конкретных терактах, книги памяти; создание произведений литературы и искусства. По нашему мнению, Национальному антитеррористическому комитету как головной организации, Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ, Российской академии художеств, творческим союзам необходимо обобщить весь позитивный опыт и провести соответствующий мониторинг. Это нужно живым, ибо наша страна в течение последнего десятилетия ощутила на себе всю мощь ударов, нанесенных мировым террористическим «интернационалом», понесла потери, но смогла выстоять и встала в авангарде стран, борющихся с терроризмом. Кстати, в антитеррористическую коалицию входят в настоящее время более 90 государств.

Мировое сообщество должно прилагать усилия к защите прав личности, содействовать всестороннему развитию всех членов общества, предоставлению им равных возможностей независимо от пола, религии, национальности и т. д. Мы должны признать мультикультурность современного мирового общества, взаимовлияние и взаимообогащение различных ветвей христианства, мусульманства и других религий.

Важно определить систему принципов и понятий, необходимых для выработки единых подходов к оценке событий и проблем, связанных с террористической деятельностью в любой стране или регионе. Из 192 государств, входящих в ООН, только 25% ратифицировали законодательные акты ООН в области борьбы с терроризмом в полном объеме, половина же стран даже не приступили к началу процедуры ратификации.

В плане создания всемирного фронта противодействия терроризму целесообразно при ООН, ШОС, ОБСЕ и других региональных организациях иметь общественно-политические органы, состоящие из парламентариев, видных общественных деятелей, ученых (например, лауреатов Нобелевской премии), для поддержки усилий государств в борьбе с террористами.

Необходимо определить место и роль СМИ в формировании общественного мнения в плане нетерпимости к терроризму, добиваться повышения роли неправительственных организаций и независимых экспертов в расширении международного сотрудничества по вопросам противодействия терроризму.

Информационное пространство перенасыщено, оно так давит на психику, что люди не могут избавиться от страха, действующего на руку террористам. Выполняя общественную функцию, СМИ не только передают информацию, но и сами создают ее. Именно поэтому они должны нести ответственность перед обществом и законом.

При освещении террористических актов СМИ должны стремиться публично морально поддерживать жертв террора, действия властей и правоохранительных органов по пресечению террористических актов, а также осуждать действия террористов. Достичь этого при соблюдении корпоративных интересов не всегда просто, но к этому необходимо стремиться. Союзу журналистов России следует чаще проводить семинары, круглые столы с участием международных и отечественных экспертов для обсуждения того, как именно в прессе должны освещаться акты террора, вырабатывать на этот счет внутрикорпоративные правила.

Естественно, обозначенные выше проблемы и возможные меры их преодоления — лишь малая часть того, что необходимо сделать для победы над современной «эпидемией» терроризма. Однако любые меры будут действенны только в том случае, если все мировое сообщество объединится для реализации этой непростой цели.

 

Библиография

1 Змеевский А., Тарабрин В. Терроризм. Нужны скоординированные усилия мирового сообщества // Международная жизнь. 1996. № 4. С. 14.

2  См.: Журавель В.П. Об актуальном в противодействии идеологии терроризма // Право и безопасность. 2008. № 2(27). С. 2.

3 См.: http://www.antiterror.ru/

4  См.: http:dagislam.ru › article_view.php?id=733

5 См.: http://www.cscp.ru/analytics/5009/

6  Материалы Первой Всероссийской  научно-практической конференции  «Формирование устойчивой антитеррористической  позиции гражданского общества как основы  профилактики терроризма» (МГУ им. М.В. Ломоносова, 30—31 октября 2008 г.). — М., 2009. Т. 1.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 12 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 12 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 12 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 12 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 12 дней назад