УДК 349.22

Страницы в журнале: 86-90 

 

А.С. СТЕПАНОВА,

аспирант Сочинского государственного университета tta70@mail.ru

 

Рассматриваются основные способы защиты нарушенных прав работников и виды ответственности работников по законодательству Российской Федерации. Установлено, что наиболее действенным способом защиты трудовых прав являются профсоюзы.

Ключевые слова: работник, профсоюз, ответственность, социальное партнерство, трудовые правоотношения.

 

Ways of Workers Trade Unions Protection of the Labor Rights

 

Stepanova A.

 

The author considers the main ways to protect the violated rights of workers and basic types of liability for employees with Russian legislation. The most effective way to protect labor rights are the unions is proved.

Keywords:  worker, trade union, responsibility, social partnership, labor legal relationship.

 

Ключевым направлением развития трудового законодательства вне зависимости от содержания его правовых институтов является защита прав и интересов сторон трудового отношения. В рамках этой задачи используются такие традиционные способы защиты, как самозащита работниками трудовых прав, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, судебная защита.

В условиях социально-экономических преобразований существенно возрастает роль профсоюзов в представительстве и защите социально-экономических интересов своих членов. Защитная функция профсоюзов осуществляется в случае нарушений (угрозы нарушения) прав, свобод и законных интересов как индивидуального работника, так и коллектива работников в целом. Нарушения трудовых прав работника (работников) могут быть выявлены в ходе осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства, который имеет место как при установлении (изменении) условий труда, так и в ходе правоприменительной деятельности.

В связи с этим очень важной представляется подробная законодательная регламентация основных прав профсоюзов, прежде всего права на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Реализация профессиональными союзами данного права является одной из важнейших при решении вопроса о мотивации профсоюзного членства, так как от того, насколько хорошо, быстро и эффективно осуществляются профсоюзными организациями такие представительство и защита, зависит количество работников, принявших решение о вступлении в члены профсоюза.

12 января 1996 года был принят Федеральный закон № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон № 10-ФЗ), который в дальнейшем был изменен и дополнен в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Предметом регулирования Закона № 10-ФЗ являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Таким образом, профсоюзы представляют собой объединения граждан.

Закон № 10-ФЗ впервые четко определил, в каком случае и кого защищают и представляют профсоюзы. Так, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Одним из важнейших способов защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников является осуществление ими согласно ст. 370 ТК РФ профсоюзного (общественного) контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

В соответствии с нормами ТК РФ и Закона № 10-ФЗ профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации для осуществления своей правозащитной функции наделены правами представлять и защищать права и интересы работников по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения, участвовать в установленном порядке в определении работодателем систем оплаты труда, форм материального поощрения и норм труда, добиваться улучшения условий и охраны труда, участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров и др.

Профессиональные союзы осуществляют полномочия, закрепленные в ст. 370 ТК РФ, через свои органы (профкомы и другие звенья профсоюзной системы), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и собственные правовые и технические инспекции труда.

Профессиональные союзы вправе представлять и защищать интересы своих членов при заключении трудового договора. Так, работник вправе при приеме на работу привлечь представителя профессионального союза, который смог бы объяснить работнику условия предлагаемого им трудового договора, проинформировать о действии коллективного договора и пр. Профессиональные союзы непосредственно участвуют в установлении и изменении условий труда, определении режимов рабочего времени, графиков сменности и т. д., решают вопрос о согласовании в исключительных случаях сверхурочных работ и пр. В области коллективных прав и интересов профессиональные союзы в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке представляют всех работников организации.

Указанные положения получили закрепление в трудовом законодательстве. Так, ст. 29 ТК РФ предусматривает, что представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Статья 30 ТК РФ закрепляет право работников, не являющихся членами профсоюза, уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

Приведенные нормы полностью соответствуют международным стандартам. Так, в соответствии с Рекомендацией Международной организации труда (далее — МОТ) № 91 «О коллективных договорах» (принята в г. Женеве 29.06.1951 на 34-й сессии Генеральной конференции МОТ) положения коллективного договора, заключенного профсоюзом, распространяются на всех работников организации, независимо от их членства в профсоюзе, если самим коллективным договором не предусмотрено иное. Поскольку реализацию данного права можно рассматривать как основополагающее направление деятельности профсоюза, право представлять и защищать интересы работников в коллективно-трудовых отношениях должно в обязательном порядке закрепляться в уставах профсоюзов[1].

Право на представительство и защиту интересов работников в коллективно-трудовых отношениях может быть получено профессиональным союзом на общем собрании (конференции) коллектива организации, а также путем сбора подписей и иными способами, не противоречащими действующему законодательству.

Права профессиональных союзов, связанные с принятием новых нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, являются не менее важными, так как профсоюзы имеют возможность выразить свое мнение о содержании тех или иных законопроектов, проанализировать, к каким социальным последствиям приведет их принятие. Конституция РФ не предоставила профессиональным союзам право законодательной инициативы. Тем не менее законодательство о профессиональных союзах предусматривает, что проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Иными словами, акты, затрагивающие права и интересы работников в социально-трудовой сфере, должны проходить правовую экспертизу в профессиональных союзах соответствующего уровня. При этом органы законодательной и исполнительной власти не вправе произвольно отбросить мнение, высказанное профсоюзом. Если оно отклоняется, профсоюзу должно быть направлено об этом мотивированное заключение. Представляется, что активное использование профессиональными союзами предоставленных им прав позволит добиться улучшения качества принимаемых в социально-трудовой сфере законов и иных нормативных правовых актов, что положительно скажется на уровне правовой защищенности работников.

Профсоюзам предоставлено право выступать с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, должны рассматриваться органами государственной власти с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав. Воспрепятствование профессиональным союзам в реализации данных прав является нарушением закона и может быть обжаловано в суд.

За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена ТК РФ. За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие виды дисциплинарного воздействия: замечание, выговор и увольнение. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлен статьей 193 ТК РФ. Административная ответственность устанавливается ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 3.11 КоАП РФ определяет дисквалификацию как лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Уголовная ответственность за нарушения прав профессиональных союзов Уголовным кодексом РФ не предусмотрена[2]. Это нарушает целостность правовой системы и в ряде случаев порождает безнаказанность руководителей, грубо нарушающих права профессиональных союзов, предусмотренных действующим законодательством. Представляется, что для устранения данного пробела профессиональные союзы должны объединиться и направить соответствующие предложения субъектам законодательной инициативы.

Кроме того, ст. 378 ТК РФ предусматривает, что лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Иными словами, профессиональные союзы могут требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения в связи с нарушением виновными лицами законодательства о профсоюзах, невыполнением своих обязательств по коллективному договору, соглашению, нарушением должностными лицами законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытием несчастных случаев на производстве.

В заключение хотелось бы отметить, что, хотя правовое регулирование защиты трудовых прав и свобод профессиональными союзами является достаточно целостным, постоянно переосмысливается и дорабатывается законодателем, нельзя признать, что рассматриваемая система защиты трудовых прав является вполне эффективной и достигает своих целей.

 

Библиография

1 См.: Коршунова Т.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»: произв.-практ. изд. — М., 2002. С. 156.

 

2 См.: Сидорова В.Н. Особенности правозащитной деятельности профсоюзов в процедурах банкротства // Юрист. 2006. № 5. С. 28.