Реклама
Статья

Существенные условия договора о реализации туристского продукта

Н.В. СИРИК, кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой гражданского права и процесса Смоленского гуманитарного университета Договор о реализации туристского продукта является основным правовым средством, регулирующим взаимоотношения субъекта туристской деятельности и туриста. В результате анализа существенных условий данного договора был сделан вывод, что таковыми можно считать условия о предмете, цене и сроке договора о реализации туристского продукта.

УДК 347.4 

Страницы в журнале: 71-73

 

Н.В. СИРИК,

кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой гражданского права и процесса Смоленского гуманитарного университета

 

Договор о реализации туристского продукта является основным правовым средством, регулирующим взаимоотношения субъекта туристской деятельности и туриста. В результате анализа существенных условий данного договора был сделан вывод, что таковыми можно считать условия о предмете, цене и сроке договора о реализации туристского продукта. Остальные условия, перечисленные в Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в качестве существенных, должны содержаться в договоре в соответствии с императивными требованиями законодательства.

Ключевые слова: существенные условия договора, договор о реализации туристского продукта, императивные условия договора, незаключенный договор.

 

Essential treaty provisions about realization of a tourist product: legislation problems

 

Sirik N.

 

The contract on realization of a tourist product is the basic legal means regulating mutual relations of the subject of tourist activity and the tourist. As a result of the analysis of essential conditions of the given contract the conclusion that it is possible to consider as essential conditions about a subject, the price and term of the contract on realization of a tourist product has been drawn. Other conditions listed in the Federal law from 11/24/1996 № 132 “About bases of tourist activity in the Russian Federation” as the essential should contain in the contract according to imperative requirements of the legislation.

Keywords: essence of contract, agreement on implementation of the tourism product, mandatory contract terms, not concluded an agreement.

 

Важнейшей проблемой, требующей рассмотрения в рамках анализа любого гражданско-правового договора, является вопрос о его существенных условиях, соглашение по которым требуется для признания такого договора заключенным. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Однако во многих случаях это оказывается обременительным для сторон, поскольку законодатель зачастую необоснованно расширяет круг существенных условий.

Показательный пример — перечень, содержавшийся в первоначальной редакции Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 132-ФЗ), состоящий из одиннадцати существенных условий договора, заключаемого между туроператором и туристом. Закон № 132-ФЗ в действующей редакции (Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”») содержит перечень из девяти существенных условий. Однако, несмотря на внесенные поправки, такой обширный перечень существенных условий договора не может являться необходимым для заключения соглашения. Как справедливо указывает Я.В. Вольвач, даже самый поверхностный взгляд на формулировку ст. 10 Закона

№ 132-ФЗ в части перечня существенных условий договора о реализации туристского продукта позволяет сделать вывод, что этот перечень определяет состав и количество таких условий, но не их содержание[1],  следовательно, указанная норма, «регулирует именно правоотношения сторон, заключивших договор, а не составляет содержание конкретного договора»[2].

Следует согласиться с мнением М.И. Брагинского и Р.О. Халфиной, полагающих, что повторение в тексте гражданско-правового договора положений действующего законодательства в части императивных норм и без какой-либо модификации в рамках, допускаемых конкретной нормой, в части диспозитивных не есть формулирование договорных условий, а представляет собой лишь воспроизведение текста нормативного акта[3].

Действительно, к существенным должны относиться условия, выражающие природу соглашения — характерные черты соответствующего договорного типа, без согласования которых договор невозможно исполнить. Однако большинство из данных девяти условий не обладают указанными признаками.

Так, Закон № 132-ФЗ к существенным условиям туристского договора относит положение о сторонах договора. Однако именно стороны заключают сделку, поэтому указание на одну из сторон не может являться элементом соглашения между ними. Положение о сторонах договора, содержащееся в документе, также носит информационный характер, позволяя определить, между какими лицами состоялось соглашение, но условием договора не является. Поэтому наименование и адрес лица, осуществляющего туристскую деятельность, указываются в договоре не в качестве существенного условия, а как информация о стороне договора.

Поскольку о ничтожности договора нередко заявляет недобросовестный контрагент, всякое неоправданное расширение круга существенных условий ухудшает положение стороны, аккуратно исполняющей свои обязанности по договору, и не способствует стабильности договорных связей[4]. Возможно и умышленное невключение в договор существенных условий с намерением заявить о его недействительности в дальнейшем, если это будет выгодно по каким-либо причинам недобросовестной стороне договора.

Проникновение публично-правовых элементов в частноправовые отношения — признанный факт, однако отнесение к существенным условий, в согласовании которых у сторон нет необходимости, можно расценивать как неоправданное введение публично-правового элемента, ограничивающего свободу договора. На наш взгляд, не следует включать в качестве существенных условия о финансовых гарантиях, наименовании и месте нахождения страховой компании или банка, осуществляющего страхование или выдающего банковскую гарантию, так как требования к финансовым гарантиям содержатся в ст. 17.1 Закона № 132-ФЗ.

Условия о сроках предъявления претензии и ее удовлетворения, порядок и сроки возмещения убытков определены в ст. 10 Закона № 132-ФЗ, в статьях 28—31 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; порядок изменения и расторжения договора регулируется ст. 452 ГК РФ; перечень существенных изменений обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, являющихся основанием для изменения или расторжения договора, изложен в ст. 10 Закона № 132-ФЗ. Эти условия не требуют согласования и автоматически вступают в действие с момента подписания договора.

Что касается условий, содержание которых определяется иными императивными нормами, то по своей сути они являются не чем иным, как правилами поведения сторон договора в конкретной ситуации: стороны на них не влияют и исключить их применение не вправе.

Поэтому не должны относиться к существенным условия, не выражающие природу договора, в том числе условия, устанавливающие обязанности, неисполнение которых является существенным нарушением договора; носящие информационный характер и поэтому не требующие согласования, а также условия, выражающие природу договора, но без труда определимые посредством применения императивных и диспозитивных норм (статьи 314, 424, п. 1 ст. 338 ГК РФ). В этом случае стоит согласиться со следующим выводом: «Императивные нормы находятся за рамками договорных условий»[5].

Среди юристов нет единого мнения по поводу перечня существенных условий договора, регулирующего отношения между туристом и туроператором (турагентом). Так, Я.В. Вольвач считает, что к числу существенных условий (несогласование которых может повлечь последствия ничтожности договора на туристское обслуживание) следует относить:

— предмет договора;

— информацию о потребительских свойствах туристского продукта — о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, о проживании (месте нахождения средства размещения, его категории) и питании, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

— общую цену туристского продукта в рублях[6].

По нашему мнению, информация о потребительских свойствах туристского продукта (программе пребывания, средствах размещения, условиях проживания и т. д.) есть не что иное, как предмет договора, поэтому нет смысла в дублировании данной информации в различных условиях договора.

Ю.В. Никонорова пишет, что при отсутствии в договоре условия о цене применяется общее правило п. 3 ст. 424 ГК РФ: исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные туристские продукты[7].

Однако с этим нельзя согласиться, так как стороной договора является потребитель. И если обратиться по аналогии к нормам договора розничной купли-продажи и бытового подряда, то четко прослеживается позиция законодателя о необходимости установления цены в потребительских договорах в качестве существенного условия в связи с тем, что это условие для потребителя всегда будет иметь первостепенное значение.

По нашему мнению, существенными условиями договора оказания туристских услуг являются предмет, цена и срок предоставления комплекса туристских услуг.

При согласовании предмета договора об оказании туристских услуг стороны договора должны согласовать следующие условия в отношении конкретного туристского продукта:

1) место назначения путешествия;

2) средства, признаки и категории подлежащего использованию транспорта;

3) даты и пункты отъезда и возвращения;

4) место, туристическую категорию или степень комфортности жилого помещения, его основные характеристики, а также порядок организации питания в месте предоставления жилого помещения;

5) маршрут путешествия;

6) специальные требования, которые потребитель сообщил лицу, осуществляющему турист-скую деятельность.

Все остальные условия должны содержаться в договоре в соответствии с императивными требованиями законодательства. В связи с этим уместно привести мнение В.В. Витрянского: «Что касается условий конкретного договора и их соотношения с императивными нормами, то они должны соответствовать указанным общеобязательным правилам поведения. Противоречие условий договора императивным нормам влечет их недействительность»[8].

 

Библиография

1 См.: Вольвач Я.В. Существенные условия договора оказания услуг по туристскому обслуживанию // Адвокат. 2010. № 2. С. 67—70.

2 Витрянский В.В. Существенные условия договора в отечественной цивилистике и правоприменительной практике // Вестн. ВАС РФ. 2002. № 5—6. С. 139.

3 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. Кн. 1. 3-е изд., стереотип. — М., 2001. С. 242.

4 См.: Витрянский В.В. Указ. раб. С. 81—82.

5 Там же. С. 140.

6 См.: Вольвач Я.В. Указ. раб. С. 67—70.

7 См.: Никонорова Ю.В. Гражданско-правовое регулирование договора на туристическое обслуживание в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2007. С. 24.

8 Витрянский В.В. Указ. раб. С. 139.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024