УДК 343.121.5

Страницы в журнале: 124-126

 

С.И. МАРТЫНОВА,

подполковник милиции,  преподаватель кафедры совершенствования деятельности ОВД Уральского юридического института МВД России

 

Рассматривается проблема преступности несовершеннолетних. Анализируются актуальные вопросы противодействия данному виду преступления.

Ключевые слова: преступление, несовершеннолетние, противодействие, уголовная ответственность.

 

The criminally-legal policy on juvenile offenders

 

Martynova S.

 

The research paper touches upon the juvenile delinquency most controversial issues. The Author analyzes the most important problems of contracting the aforementioned crime.

Keywords: crime, juvenile delinquents, counteraction, criminal responsibility.

 

Уголовно-правовую политику в отношении несовершеннолетних можно охарактеризовать как одну из приоритетных сфер деятельности государственных институтов и общественных объединений, ориентированную на оптимизацию и специализацию мер воздействия на данный вид преступления с целью нейтрализации его негативных тенденций.

Приоритетность уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних обусловлена, в частности, следующими обстоятельствами:

— декларированием того, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации;

— рассмотрением уголовной политики в отношении несовершеннолетних в качестве важного проявления процесса, направленного на достижение гуманизма и социальной справедливости в современном российском обществе;

— разработкой концептуальных, законодательных,  правоприменительных, управленческих решений в отношении несовершеннолетних с учетом их психофизического состояния, характеризуемого медико-биологическими и социально-психологическими особенностями;

— признанием Российской Федерацией положений международных гуманитарных норм в качестве исходных в законотворческой работе по совершенствованию правового статуса несовершеннолетних в различных отраслях отечественного права.

В криминологическом аспекте повышенное внимание к вопросам уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних обусловлено:

— негативной динамикой количественных и качественных показателей преступности несовершеннолетних, и прежде всего тенденцией, связанной с ее омоложением, повышением удельного веса тяжких и особо тяжких насильственных и корыстно-насильственных общественно опасных деяний,  с рецидивизмом;

— недостаточной эффективностью общих и специальных мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

— наличием тесной взаимосвязи криминализации несовершеннолетних с «эффектом воспроизводства» преступности в целом и ее наиболее опасных форм.

Полагаем, что уголовно-правовая политика государства в сфере противодействия насильственным преступлениям несовершеннолетних должна осуществляться в трех основных направлениях:

— ранняя профилактика на общесоциальном, региональном и индивидуальном уровнях;

— совершенствование системы мер по расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде, исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, а также в отношении несовершеннолетних, направленных в воспитательные колонии;

— решение проблем, связанных с ресоциализацией несовершеннолетних, возвратившихся из мест заключения.

Рассмотрим эти направления подробнее.

Социальные катаклизмы всегда отражались прежде всего на подрастающем поколении.

Следствием первой мировой и гражданской войн явилась детская беспризорность. Многие дети остались сиротами. По всей стране был организован сбор средств для детей. Из губерний, уездов в правительство России шли тревожные письма, телеграммы о том, что в детских домах в преддверии зимы нет ни одежды, ни питания. По всей стране был организован сбор материальных средств, питания в пользу обездоленных детей.

Уголовно-правовая, социальная политика государства этого времени была направлена на спасение детей. «Суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются», — гласит ст. 1 Декрета о комиссиях для несовершеннолетних от 14 января 1918 г.

В стране создавались лечебно-воспитательные учреждения, в которые направляли голодных, неграмотных, осиротевших беспризорников. В эти годы проявился талант А.С. Макаренко, педагогический опыт которого до настоящего времени широко применяется в странах Европы, в Канаде. В России, к сожалению, многие молодые сотрудники  управлений исполнения наказаний (УИН) недостаточно изучают и используют этот опыт, тогда как проблемы по предупреждению преступности несовершеннолетних становятся все более актуальными. Не случайно в 1990-е годы ООН, Россией принимается ряд законодательных актов по социальной защите детей, семьи, по предупреждению правонарушений[1].

Законы определяют функции, направления работы, формы взаимодействия субъектов, занятых в сфере семейных отношений, жизнедеятельности детей и подростков. В соответствии с законодательством Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях разрабатываются и осуществляются целевые комплексные программы по укреплению семьи, защите материнства и детства, по организации досуга, летнего отдыха несовершеннолетних, по их временному и постоянному трудоустройству.

Опыт показывает, что эти программы часто выполняются не в полном объеме по причине слабого материально-технического и финансового обеспечения. Редко привлекаются средства спонсоров-предпринимателей, коммерческих структур, церкви.

Законодательством предусмотрена работа по оказанию помощи конкретным социально незащищенным семьям, индивидуальная работа с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении. На практике часто индивидуальная работа подменяется общими мероприятиями, выделяемые целевые средства не всегда достигают своих адресатов.

По этим и другим причинам ранние профилактические меры не дают желаемого результата. Перед государственными органами и общественными структурами возникают проблемы предупреждения рецидива преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

 Во многих случаях повторному совершению преступления способствуют следственно-судебная волокита, недостаточная специализация кадров следователей, судей.

Как показывает опыт  других стран, требует решения вопрос о создании ювенальной юстиции — системы органов, занятых в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних. Специализированные судьи, следователи, имея соответствующую подготовку, смогли бы более профессионально и качественно разбираться в делах о преступлениях несовершеннолетних и в отношении них, в материалах о насилии в семье, о лишении родительских прав и т. д.

Нуждается в разработке механизм исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Суды, органы юстиции, занятые в сфере исполнения наказаний, должны, по нашему мнению, расширить условную и иные меры наказаний, не связанных с лишением свободы. Акцент на условном осуждении дает положительный эффект.

По всей стране необходимо провести ревизию социально-экономического, организационного, педагогического состояния воспитательных колоний, следственных изоляторов. Недопустимо, чтобы в следственных изоляторах не обеспечивалось ограждение подростков от влияния взрослых преступников, чтобы в воспитательных колониях верховодили начинающие «авторитеты», отмечалась безработица, возникали проблемы с питанием, организацией спортивных мероприятий. В российском уголовно-исполнительном законодательстве не отражены в полной мере гуманные позиции. Материальные затруднения родителей и отсутствие заработка у несовершеннолетних не позволяют последним воспользоваться правом выехать из колоний к родителям на время предоставленного отпуска. Расширение прав на получение посылок, свиданий с родственниками, междугородные переговоры также часто остается нереализованным по тем же причинам.

Следующий этап поздней профилактики — предупреждение преступлений со стороны несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы.

Работа с этой категорией несовершеннолетних требует особого мастерства. Пока не выработана система организации работы по ресоциализации несовершеннолетних, отбывавших наказание в воспитательных колониях. Парадокс: зарегистрированы случаи, когда подростки не хотят уезжать из колонии, так как ехать им некуда.

В современных условиях с учетом отечественной практики, опыта зарубежных стран общество в состоянии и обязано обеспечить бытовое и трудовое устройство детей.

В этом смысле передовым является опыт ГУВД Воронежской области, где на базе общежития ГУВД создан и успешно действует Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест заключения, которым некуда ехать. Они получают временные работу и жилье, осваивают различные профессии.

Вселяет надежду то, что значительная часть несовершеннолетних после освобождения планируют устроиться на работу и добросовестно трудиться: 28% — в государственных учреждениях, на  предприятиях; 21% — в кооперативах; 28% хотят организовать собственное дело. В то же время 33,8%  не прочь в целях заработка уехать за границу.

Жизненные реалии, к сожалению, не соответствуют этим планам. Большинство несовершеннолетних, освобожденных в 2005—2008 гг. по амнистии, возвратились в колонии. Причина: они попали в прежнюю неблагоприятную микросреду, а надлежащая помощь со стороны государственных и общественных структур отсутствовала.

В действующем отечественном уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном, административном законодательстве существенно возросла ювенальная составляющая. Однако системно-структурный анализ положений, определяющих специфику ответственности несовершеннолетних, показывает их недостаточное как внутриотраслевое, так и межотраслевое согласование.

Отмеченный дефект во многом обусловлен неполной концептуальной определенностью законодателя по отношению к регулированию общественных отношений в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних. По нашему мнению, для преодоления указанного недостатка в уголовно-правовой сфере законодателю следует:

— пересмотреть область применения воспитательных и карательных мер в борьбе с преступностью несовершеннолетних и их соотношение в структуре уголовно-правовых мер;

— сбалансировать сферы дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних;

— оптимизировать основания и условия применения к несовершеннолетним  специальных видов освобождения от уголовной ответственности и наказания, предусмотренных статьями 90—92 УК РФ. Это должно привести к их приоритету над общими видами освобождения от уголовной ответственности (статьи 75—78 УК РФ);

— провести уточнение «сквозного» регулирования санкций уголовно-правовых норм Особенной части УК РФ посредством предписаний Общей части УК РФ в вопросах дифференциации ответственности несовершеннолетних;

— увеличить профилактическую «насыщенность» норм и институтов, определяющих характер современного правоприменения в отношении несовершеннолетних. В первую очередь необходимо «адаптировать» институт  условного осуждения к возрастным особенностям несовершеннолетних осужденных;

— провести межотраслевое согласование норм в вопросах регулирования ответственности несовершеннолетних. В частности, необходимо исключить противоречия в регулировании института принудительных мер воспитательного воздействия в материальном и процессуальном уголовном и административном праве;

— инициировать ревизию действующего законодательства об ответственности несовершеннолетних на предмет его соответствия международно-правовым нормам и возможности использования отечественного и зарубежного опыта.

Решение данных вопросов уже в ближайшей перспективе может существенно катализировать работу по формированию системы органов, призванных обеспечить эффективную социальную политику, включая защиту детей, попавших в неблагоприятные условия; обеспечить разрешение каждого дела в соответствии с принципами справедливости и с учетом особенностей подросткового возраста; помочь установить взаимосвязь и взаимодействие всех участников охраны прав и законных интересов несовершеннолетних и тем самым повысить результативность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Из изложенного выше можно сделать следующие выводы. Преступность несовершеннолетних — единственная источниковая база развития, обновления всей преступности. Уголовно-правовая политика государства в сфере противодействия насильственным преступлениям несовершеннолетних должна быть проникнута чувством гуманного, заботливого отношения к детям. Экономия на решении этих проблем дорого обходится государству. Только долговременные, продуманные целевые программы, разработанные на основе научных достижений, прогноза развития преступности, передовой практики, при координации усилий всех ведомств и организаций, общества в целом могут способствовать сдерживанию роста преступности, не допустив ее обновления за счет молодежи.

 

Библиография

1  См.: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Принята на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей  (Нью-Йорк, 30.09.1990); Федеральный закон от 24.07.1998  № 124-ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».