УДК 341.231.14 

Страницы в журнале: 3-10

 

В.А. КАРТАШКИН,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, член Консультативного комитета Совета ООН по правам человека, заслуженный юрист Российской Федерации

 

Впервые в российской науке международного права рассматривается тема влияния традиционных ценностей человечества на универсальный характер прав человека. Этот вопрос уже длительное время обсуждается Советом ООН по правам человека, и его актуальность трудно переоценить.

Ключевые слова: свобода, достоинство, ответственность, универсализм, традиционные ценности.

 

The universalization of human rights and traditional values of humanity

 

Kartashkin V.

 

For the first time in Russian science topic of international law is considered the influence of the traditional values of humankind, on the universality of human rights. This question has long been debated by the Council for Human Rights and its relevance can hardly be overestimated.

Keywords: freedom, dignity, responsibility, universalism, traditional values.

 

С   2006 года Совет ООН по правам человека уделяет значительное внимание вопросу о том, как более глубокое понимание традиционных ценностей человечества — достоинства, свободы и ответственности, — лежащих в основе международных норм и стандартов в области прав человека, может содействовать поощрению и защите прав человека и основных свобод[2]. Сложность этой проблемы заключается в том, что среди ученых и дипломатов существуют различные подходы к определению данных понятий[3].

Традиционные ценности человечества. Традиция и традиционный. Понятия «традиция» и «традиционный» многозначны. Генетически они восходят к латинскому tradition (передача). Дефиницию «традиция» можно определить как совокупность элементов социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в государствах, обществах и группах населения в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, идеи, обычаи, обряды. Традиции существуют во всех социальных системах и в известной мере являются необходимым условием их жизнедеятельности. Традиции присущи разным сферам общественной жизни (экономике, политике, праву), но объем их в той или иной области неодинаков.

Традиции часто ассоциируются с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению. Длительность существования традиции сама по себе не определяет ее значение. Жизнеспособность традиции коренится в ее длительном развитии последующими поколениями людей в новых исторических условиях. Государство, общество, группа людей, воспринимая одни элементы социального наследия, в то же время отвергают другие.

Традиционное общество часто понимается как архаичный, рудиментарный тип социальной организации, радикально отличный от общества современного и характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Одна из характерных черт традиционного общества заключается в том, что такое общество предъявляет к своим членам совершенно определенные требования, главное из которых состоит в том, чтобы подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.

Отсюда вытекает установление тесной связи между традицией и стереотипом. Следование традиции часто предполагает стереотипизацию социального и индивидуального поведения, доминирование стереотипа над индивидуальным волеизъявлением, личностными особенностями и устремлениями.

Традиция не всегда означает застой и сохранение негативных тенденций прошлого. В ряде случаев понятие «традиция» обладает позитивной коннотацией и означает оберегание или восстановление всего положительного, что было накоплено государством и обществом в процессе длительного исторического развития.

Такой дуализм в понимании термина «традиция» характерен не только для дискуссии в сфере прав человека, но и для международно-правовой практики государств.

Дефиниция «традиция» в сугубо позитивной коннотации употребляется, например, в Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, 1957 года. В этой конвенции говорится о необходимости сохранения и уважения обычаев и традиций народов, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (ст. 1); о содействии осуществлению прав этих народов при уважении их обычаев, традиций и институтов (ст. 2). О важности традиций и культурных ценностей каждого народа говорится и в преамбуле Конвенции о правах ребенка 1989 года. В то же время в этой конвенции на государства-участники возлагается обязанность «принимать любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей» (п. 3 ст. 24).

Традиция в ее негативной интерпретации несовместима с универсально признанными нормами прав человека. Примером подобной интерпретации может служить Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года. В ней говорится о необходимости изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и семье, которая основана на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин (преамбула и ст. 5).

Сугубо негативными традициями являются различного рода обычаи, калечащие человека или унижающие его достоинство. В преамбуле резолюции 16/3 Совета по правам человека от 18 марта 2011 г. (далее — Резолюция 16/3) подчеркивается: «На традиции нельзя ссылаться в оправдание вредных видов практики, нарушающих универсальные нормы и стандарты прав человека».

Очевидно, что одни традиции способствуют укреплению уважения к правам человека и их более полному соблюдению, другие нарушают права человека. Существуют и многочисленные традиции в семье и обществе, которые вообще не имеют отношения к правам человека. Такое разнообразие существования, понимания и интерпретации традиций позволяет расценивать их как категорию, которая не имеет однозначной оценки применительно к правам человека. Позитивная или негативная интерпретация традиций должна использоваться каждый раз в зависимости от конкретных обстоятельств.

Ценность. Ценность — характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. В настоящее время проблема ценностей приобретает непреходящее значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал немало новых, как положительных, так и отрицательных, явлений. Научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества порождают рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведут к девальвации ценностей в современном мире. В особые исторические моменты необходимым компонентом поддержания стабильности общества, началом взаимопонимания и взаимодействия людей выступают именно определенные ценности. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, понятие «ценность» используется для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих, благодаря этому, как эталон должного[4].

Так, Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.) подчеркивает: «Существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей» (п. 6 раздела I «Ценности и принципы»). К ним Декларация относит свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе, а также общую обязанность народов мира по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, устранению угроз международному миру и безопасности. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года утверждает о «ценности различных инициатив в отношении диалога между культурами и цивилизациями» (п. 144), подчеркивая в то же время, что «общие основные ценности, включая свободу, равенство, солидарность, терпимость, уважение всех прав человека, уважение к природе, и общая ответственность имеют важнейшее значение для международных отношений» (п. 4).

Понятие «ценность» имеет сугубо позитивную коннотацию. Явления, играющие негативную роль в международных отношениях, должны интерпретироваться как отрицательные, но для индивида, государства и общества ценно то, что служит их взаимным интересам и способствует их развитию.

Следует отличать ценности от предпочтений. В определенной ситуации общество может, например, поддержать на выборах партию, которая базирует свою предвыборную программу на лозунгах расизма, ксенофобии, нетерпимости. В этом случае нужно говорить о негативных предпочтениях, а не об отрицательных ценностях.

Очевидно, что права человека имеют в своей основе не только определенные ценности, но и представляют ценность сами по себе. На это указывает, например, Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека (принята резолюцией 16/1 Совета по правам человека 23 марта 2011 г.), в которой отмечается, что образование в области прав человека «включает в себя обеспечение знания и понимания норм и принципов прав человека, лежащих в их основе ценностей и механизмов их защиты» (п. 2а).

Понятие «традиционные ценности» упоминается в ряде региональных документов. Так, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года гласит: «Развитие и охрана моральных и традиционных ценностей, признанных обществом, являются обязанностью государства» (п. 3 ст. 17). Пункт 2 ст. 18 говорит об обязанности государства оказывать помощь семье, «которая является хранителем морали и традиционных ценностей, признанных обществом». Вклад в формирование ценностей вносят все цивилизации, культуры и религии, и они определяют развитие принципов, норм и стандартов в сфере прав человека.

Человечество. Понятие «человечество» употребляется в различных международных документах, включая Устав Организации Объединенных Наций 1945 года, Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года. Эта дефиниция обозначает население мира в собирательном смысле, общность всех живущих в нем людей. В преамбуле Устава ООН говорится о необходимости «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе». В преамбуле Всеобщей декларации прав человека подчеркивается: «Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества». Итоговый документ Всемирного саммита, признавая разнообразие мира, говорит о том, что «все культуры и цивилизации вносят вклад в обогащение человечества» (п. 14).

В Резолюции 16/3 говорится о «традиционных ценностях человечества» и «наборе ценностей, принадлежащих всему человечеству». Эти формулировки являются равнозначными. К ним можно отнести и понятие «общечеловеческие ценности».

 

В преамбуле Резолюции 16/3 отмечается: «Все культуры и цивилизации в своих традициях, обычаях, религиях и верованиях имеют общий набор ценностей, принадлежащих всему человечеству, и эти ценности вносят важный вклад в развитие норм и стандартов в области прав человека». Кроме того, отмечается важная роль семьи, общины, общества и образовательных учреждений в утверждении и передаче этих ценностей, что способствует поощрению уважения прав человека и повсеместному их принятию.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ