УДК 341.1/8:340.137

 

Д.В. Кофейников,

 стажер Института государства и права РАН Россия, Москва denis_kofejnikov@mail.ru

 

Сеть Интернет является утилитарным явлением, служащим местом хранения и движения информации и способом обмена  информацией. Интернет как плод развития мирового рынка товаров и услуг отражает его закономерности и потребности и нуждается в конкретном государственном правовом регулировании.

Ключевые слова: сеть Интернет, сетевой характер, движение информации,  мировой рынок, правовое регулирование.

 

Новое явление в человеческой жизни — сеть Интернет — привлекает внимание исследователей с момента своего появления. Особенность Интернета в том, что как техническое  явление он бурно развивается, и нередко при установлении правового регулирования его использования необходимо принимать во внимание и его технические характеристики. Изменения в подходах к характеристике данного явления легко прослеживаются при сравнении книг, написанных о сети Интернет в момент ее появления и в настоящее время, как российскими [1; 2], так и иностранными авторами [15; 23].

Сложность технического явления под названием «сеть Интернет» проявляется в даваемых ему квалификациях. А.К. Жарова, скрупулезно проанализировав предложенные в науке определения [5, с. 10—16], сформулировала собственную концепцию: Интернет — это «пространственно распределенная глобальная сеть компьютерных технологий и инфраструктур пользователей, позволяющих осуществлять операцию по обращению информации и предоставлять (получать) информационные услуги в целях удовлетворения потребностей физических и юридических лиц, органов власти и других субъектов в информации, обеспечивать их контакты в режиме реального времени, функционирующая на основе технических стандартов, а также норм национального и международного права» [5, с. 22—27].

Таким образом, главные характеристики Интернета, которые влияют на его роль в международной жизни и в регулировании его использования, это:

1) сетевой характер, т. е. рассредоточенность его по всему земному шару, вне зависимости от каких бы то ни было природных особенностей и  государственных границ;

2) место расположения и движения информации и только информации, хотя и в очень разных формах, разного происхождения, разного качества и разной полезности;

3) утилитарность: он существует постольку, поскольку необходим потребителям и соответствует их потребностям.

Тенденции развития сети Интернет. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), беспроводное подключение в последнее время является основным источником распространения сети Интернет, опередившим абонементы на стационарное широкополосное подключение в нулевые годы. Согласно оценкам этой международной организации в декабре 2011 года в странах — членах ОЭСР количество беспроводных широкополосных подключений (670 млн) более чем в 2 раза превышало количество стационарных широкополосных абонементов (315 млн), причем темпы роста беспроводных подключений продолжают увеличиваться. Наряду с этим прогнозируется распространение сети Интернет с использованием технологий сверхвысокоскоростного оптоволоконного подключения (в густонаселенных районах) и высокоскоростного беспроводного подключения.

Планшеты, смартфоны делают информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ) универсальными, в то время как сервис на основании облачных вычислений и мобильный интернет дают доступ к данным в формате «все и везде». Таким образом, появляются новые услуги и приложения. Сочетание широко распространенного покрытия сети, достаточной пропускной способности для передачи данных, доступной аппаратуры и разных возможностей подключения на большинстве рынков  способствовало росту услуг и путей, позволяющих людям пользоваться сетью Интернет.

Интересно, что развитие  широкополосной связи сопровождается снижением цен на услуги сети Интернет, и в справочнике ОЭСР указана прямая зависимость между этим явлениями [18, р. 63—96]: в  период с 2008 по 2011 год скорость широкополосной связи через цифровую абонентскую линию (DSL) и кабель увеличивалась каждый год в странах ОЭСР на 32% и 31% соответственно, в то время как цены снизились на 3% и 4%. Отрасль ИКТ лучше других отраслей экономики перенесла и переносит глобальный кризис, начавшийся в 2008 году. Рост доходов ведущих предприятий ИКТ в 2000—2011 годах составил 6%, причем в сфере оказания услуг ИКТ отмечаются большие успехи, чем в серийном производстве (в 2014 году рост доходов в сфере услуг составил 5—10%). Растет занятость в этом секторе: в 2011 году в ведущих компаниях работало более 14 млн сотрудников, т. е. на 6% больше, чем в 2010 году. Среди ведущих предприятий ИКТ лучшие результаты по росту доходов и занятости принадлежали интернет-предприятиям [19, с. 132—153].

Сектор ИКТ очень чувствителен к инновациям в экономике и продолжает привлекать компании венчурного капитала: в 2014 году на этот сектор приходилось более 50% всего венчурного капитала в США. Высокий уровень конкуренции в ИКТ-бизнесе заставляет вести активную исследовательскую работу: например, в Корее и Финляндии на эти цели выделяется более 1,5% ВВП. Отмечается прямое влияние сети Интернет на появление новых  бизнес-моделей и рост новых онлайн-предприятий. Можно предположить, что именно  устойчивость сети Интернет к кризису и ее содействие развитию экономики делают ее популярной. Предприятия охотно внедряют Интернет и постоянно занимаются его модернизацией. Если в 2003 году только 20% компаний-резидентов стран — членов ЕС имели широкополосный доступ в Интернет (ЕС-15), то в 2013 году их доля выросла до 75%. В 2/3 стран — членов ОЭСР более 95% компаний имеют доступ к сети Интернет.

Социально-экономические последствия распространения сети Интернет. Развитие цифровых технологий и проникновение их во все сферы экономики и жизни оказали огромное влияние на социально-экономическую структуру мира и мировой правопорядок, в частности на формирование глобальной арены взаимодействия бизнеса, торговли и коммуникаций. Все большая доля оборота предприятий приходится на электронную торговлю. Так, в 2012 году в среднем 35% всех компаний с количеством сотрудников больше 10 использовали сеть Интернет для осуществления закупок, и лишь 18% — для продажи товаров и услуг. Многие наблюдатели считают, что экспорт товаров в физической форме теряет свое значение в мировой торговле, все больше уступая «невидимым» формам экспорта, таким как перетекание доходов от инвестиций, платежи за пользование интеллектуальной собственностью, покупка технологий [25, p. 96–97].

Интернет меняет образ жизни людей, предоставляя больший выбор цифровых товаров и услуг, более низкие цены, более полную информацию, больше каналов ее распространения и т. д. [10]. Социологи отмечают , что наиболее активно пользуются сетью Интернет люди в возрасте от 16 до 24 лет.  Одним из параметров изменения методов взаимодействия людей и потребления ими контента стал переход к подключению мобильного интернета. Яркое явление последних лет — быстрое внедрение социальных сетей [20, p. 102—128].

Интернет стал также неотъемлемым способом подбора кадров в  связи с открытием вакансий: так, в 2010 году в среднем 17% пользователей говорили о том, что используют сеть для поиска работы [21, p. 158—192].

Прибыль от использования цифрового контента быстро растет в различных секторах экономики. По данным ОЭСР, реклама представляет собой самый обширный онлайн-рынок в абсолютных величинах, за ней идут компьютерные и видеоигры, онлайн-музыка, фильмы и видео. Данные Международной федерации фонографической индустрии (IFPI) свидетельствуют, что 29% доходов компаний звукозаписи во всех государствах приходится на цифровую музыку, а это в 4 раза больше, чем все другие доходы от электронной коммерции: онлайн-продаж книг, фильмов и газет. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), крупные онлайн-торговцы, такие как Barnes & Noble и Amazon, используя базы данных книг и цифровых записей, создают отток покупателей из сетей оффлайн-торговли и используют почтовые пересылки [27]. Широкомасштабное внедрение цифровых технологий заставило компании в различных и хорошо развивающихся новых секторах экономики переформатировать свои подходы, с тем чтобы адаптироваться к меняющимся условиям.

По данным компании Sandvine, приложения развлечений в реальном времени вытеснили с первого места пиринговую сеть (P2P), на долю которой в Северной Америке приходилось 58% пиковой нагрузки и почти 65% пикового исходящего трафика еще в 2012 году. Американская транснациональная компания  Cisco отмечает, что IP-трафик вырос в 4 раза за период с 2010 по 2015 год, при этом темпы его роста за год составили 32%. По данным Sandvine, большая часть развлекательного трафика в реальном времени (54,3%) приходится на потоковое видео и аудио, а просмотр 15,6% этого трафика проходит на мобильных устройствах и планшетах, используемых дома через Wi-Fi [22, с. 102—128].

Безопасность и конфиденциальность в сети Интернет — важнейшие задачи, от решения которых будет зависеть ее развитие. Все более многочисленными становятся хакерские программы, атаки типа «отказ в обслуживании» (DОS) и другие инциденты; они ставят под угрозу конфиденциальность, целостность и пригодность информационных систем и сетей. Конфиденциальность может нарушаться в процессе обработки и хранения персональных данных. Как следствие, органы государственной власти все больше внимания уделяют кибербезопасности, а также угрозам безопасности персональных данных.

Исчерпывающих сведений о роли инноваций в защите персональных данных и конфиденциальности в настоящее время не существует, поскольку установить точные цифры НИОКР сложно, к тому же результаты интеллектуальной деятельности в сфере технологий обеспечения безопасности и конфиденциальности патентуются редко. В то же время данные статистики торговых брендов более точно характеризуют инновации в области безопасности и конфиденциальности. Растущая актуальность обеспечения информационной безопасности и конфиденциальности данных как компаний, так и государств, международных организаций порождает высокий спрос на специалистов в этой сфере.

Учитывая стремление бизнеса к использованию сети Интернет и благоприятное влияние такого использования на развитие предпринимательской деятельности, правительства нередко финансируют внедрение широкополосной связи либо путем прямых государственных инвестиций, либо посредством изменения программ универсального обслуживания. Однако единые методики и способы измерения, которые позволили бы получить полное представление обо всей интернет-экономике, пока не созданы. Приведенные выше данные, основанные на исследованиях и докладах ОЭСР, относятся в основном к экономике США, где сектор ИКТ развит более всего. Несмотря на это, ясно, что Интернет превращается в ключевую экономическую инфраструктуру, радикально изменяя предприятия и служа платформой для инноваций.

Особенности сети Интернет, которые резко отличают ее от всех других сфер человеческой деятельности, вызвали появление термина «виртуальная реальность», который означает создание новой формы жизни [8, p. 42]. Довольно скоро, однако, стало ясно, что виртуальная реальность составляет часть нашей реальной жизни, и на сеть Интернет стало распространяться моральное, экономическое, юридическое регулирование, которое действует в иных отношениях [5, с. 22—27].

Виртуальную реальность юридически невозможно отделить от реальной жизни: то, что происходит в виртуальной реальности, воздействует на чувства людей в реальном мире. Реальность может быть виртуальной, но экономическая жизнь, искусство, романтические отношения реальны [9, p. 137]. Дж. Фэйрфилд выражает эту мысль юридически еще более точно: может быть, собственность и мир, в котором она находится, виртуальны, спор о ее принадлежности вполне реален [12, p. 825].

В этой связи многие авторы указывают на необходимость исследовать не только воздействие нашего реального мира на Интернет, но и воздействие Интернета на реальную жизнь. Появились термины «измененная реальность» (augmented reality) [7, p. 2043], который означает, что технические устройства вносят перемены в нашу повседневную жизнь, «смешанная реальность» (mixed reality) [16, p. 17], указывающий на такое глубокое проникновение сети Интернет в реальную жизнь, когда законы Интернета проникают в законы оффлайн. Во многих работах говорится о «виртуализации» современного общества [4, с. 17].

Все это ведет к тому, что нормы права, сформулированные или приспособленные для применения в сети Интернет, могут быть перенесены в реальную жизнь. В качестве практического примера приведем одно явление, которое создает нам бытовые удобства и против которого  нет возражений, — коды (QR-codes) на этикетках товаров: с их помощью смартфон может мгновенно установит связь с сетью Интернет и получить информацию о товаре; готовая информация о товаре может быть также заложена в коде на этикетке. 

Полагаем, образование права, регулирующего деятельность в сети Интернет, и правоприменение в данной сфере нельзя оставлять на усмотрение физических и юридических лиц, а также неправительственных международных организаций. Государства должны заниматься развитием соответствующего нормативного массива регулирования этой деятельности на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Сеть Интернет и мировой рынок. Нельзя не отметить, что возникновение сети Интернет не было вызвано потребностями рынка. У истоков сети Интернет стояли военные, их разработки дали импульс исследованиям разных организаций, в том числе университетов, исследовательских лабораторий, государственных организаций и частных компаний, но в основном за счет государственного субсидирования [2]. Один из зачинателей сети Интернет, Ч. Фергюсон, признает, что без государственной поддержки это инновационное технологическое пересечение большой науки, военных задач и либертарианской культуры не могло быть осуществлено [13, p. 13].

Однако развитие сети Интернет на фоне глобализации мировой экономики привело к тому, что сеть оказалась втянутой в мировой рынок и растет по его законам зачастую помимо воли государств. При этом и сама сеть Интернет, в свою очередь, стала  мощным стимулом для развития мировой экономики вообще и конкуренции в частности. Ее воздействие на развитие мировой экономики осуществляется рыночными методами: распространение информации и свободное перетекание идей привело к тому, что, по данным специалистов, за последние 5 лет валовой продукт развитых стран вырос на 20% [17].

Специалисты, исследовавшие действие рыночных механизмов в сети Интернет, приходят к выводу о том, что оно ничем не отличается от действия рынка в реальной жизни. По выражению Х. Вариана, «технологии меняются, законы экономики остаются постоянными» [26, p. 137]. Несмотря на всю необычность электронной торговли, продолжают действовать фундаментальные принципы рыночной конкуренции. Авторы отмечают, что рынок услуг в сети Интернет отличается той же нестабильностью, которая характерна для рынка вообще, поэтому первоначальные надежды на то, что этот рынок сможет саморегулироваться, не оправдываются. На этом рынке присутствуют все те проблемы, которые приводят к перекосу рынка оффлайн: нестабильность числа поставщиков и потребителей, непостоянный и  недостаточно надежный поток информации, произвольная цена транзакций и т. п.

Следовательно, рынок в сети Интернет, как и любой другой, требует вмешательства и регулирования. Однако конкретные особенности тех ситуаций, в которых  совершаются транзакции в сети Интернет, диктуют и определенные различия в рыночных транзакциях, производимых в сети и оффлайн, что,  в свою очередь, требует уточнения регулятивных действий, применимых обычно к рыночным отношениям. Это, прежде всего, технологические и структурные факторы, которые создают особые свойства рынка в сети Интернет по сравнению с рынком оффлайн. Среди них можно назвать доступ к информации, технологический дизайн товаров, доступ на рынок (и для поставщиков, и для потребителей) и, наконец, уже существующее правовое регулирование со стороны государств, а также их нередкие попытки вмешательства с тем, чтобы изменить рынок в свою пользу [11, p. 553].

Специалисты указывают, что государственное регулирование совершенно необходимо, но это должно быть подробное и конкретное регулирование [24, p. 23]. Такое регулирование может быть достаточно разнообразным и легко приспосабливаемым к изменениям, что совершенно необходимо, учитывая стремительное развитие сети Интернет.

Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь между обновлением технических характеристик сети Интернет и местом, которое сеть занимает в обществе: инновации и внедрение широкополосной связи ведут к рос-ту популярности сети, растет число подключений пользователей, что, в свою очередь, ведет к расширению и совершенствованию инфраструктуры. С другой стороны, эти тенденции обеспечивают экономическое развитие сети, делая ее одним из самых успешных видов  человеческой деятельности: именно сеть и связанный с ней бизнес смогли успешно преодолеть экономический кризис 2008 года. Сеть Интернет,  в свою очередь, оказывает влияние на образ жизни людей, их труд и досуг. Именно поэтому рынок в сети Интернет требует особого внимания с точки зрения государственного правового регулирования.

 

Список литературы

 

1. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.

2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учеб. / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.,  2001.

3. Бачило И.Л. Информационное право: учеб. М., 2011.

4. Горшкова Л.В. Место норм, регулирующих сеть Интернет // Информационные ресурсы России. 2005. №  3. С. 17.

5. Жарова А.К. Информация. Правовое регулирование обращения информации в Интернет. М., 2006. С. 10—16, 22—27.

6. Шумилов В.М. Международное экономическое право: учеб. 6-е изд., перераб. и доп.  М., 2014. С. 7—9.

7. Balkin J.M. Virtual Liber: Freedom To Design and Freedom To Play in Virtual Worlds // Virginia Law Review. 2004. V. 90. P. 2043.

8. Bick J.D. Why Should the Internet Be Any Different? // Pace Law Review. 1998. V. 19. P. 42.

9. Castronova E. The Right To Play // New York Law School Law Review. 2005. V. 49. P. 137.

10. Crum C. Is Augmented Reality the Future of E-Commerce? URL: http://www.webpronews.com/is-augmented-reality-the-future-of-e-commerce-2011-01

11. Elkin-Koren N., Salzberger E.M. Law and Economics in Cyberspace // International Review of Law and Economy. 2009. V. 19. P. 553.

12. Fairfield J.A.T. The Magic  Circle // Vanderbilt Journal of  Entertainment and Technology Law. 2009. V. 11. P. 825.

13. Ferguson Ch.H. High Stakes, No Prisoners: A Winner's Tale of Greed and Glory in the Internet Wars. 1999. P. 13.

14. Gross D. New Wave of Location-Based Apps Mark a 'Paradigm Shift'. URL: http://www.cnn.com/2011/TECH/mobile/07/29/discovery. apps/index.html

15. Johnson D.R., Post D.G. Law and Borders. The Rise of Law in Cyberspace // Stanford Law Review. 1996. V. 1367.

16. Lastowka G., Hunter D.  The Laws of the Virtual Worlds // California  Law Review. 2004. V. 92. P. 17.

17. McKnight L.W. Internet Business Models. URL: http://www.mckinsey.com//media/McKinsey/dotcom/Insights /o20and o2Opubs/MGI/Research/ Technology0 o20and o201nnovation/Internet o20matters o20-0o2ONets0 o20sweepingo20impact/MG1 internet matters full report.ashx

18. OECD Internet Economy Outlook 2012. P. 63—96.

19. OECD Internet Economy Outlook 2014. Р. 132—153.

20. OECD Internet Economy Outlook 2014. Р. 102—128.

21. OECD Internet Economy Outlook 2012. Р. 158—192.

22. OECD Internet Economy Outlook 2014. Р. 102—128.

23. Portela I.M. Information Communication Technology Law, Protection and Access Rights: Global Approaches and Issues.  2010.

24. Ribstein L.E.,  Kobayashi B.H. State Regulation of Electronic Commerce //Emory Law Journal. 2002. V. 51. P. 23.

25. Thurow L.C. Needed: A New System of Intellectual Property Rights // Harvard Business Review. Sept.—Oct. 2007. V. 95. P. 96—97.

26. Varian H.R. Market Structure in the NetworkAge // Understanding the Digital Economy. Erik Brynjolfsson, Brian Kahin eds. 2000. P. 137.

27. World Intellectual Property Organization (‘WIPO’), Intellectual Property on the Internet: A Survey of Issues (2012). URL:  http://www.wipo.int/copyright/ecommerce/en/ip_survey/chap2.html> (дата обращения: 28.07.2014).