А.С. НАБОКА,

старший преподаватель Хабаровской государственной академии экономики и права

 

Автор рассматривает разные виды административного наказания по делам об административных правонарушениях и отмечает особенности применения тех или иных мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан.

Ключевые слова: административное правонарушение, административное наказание, ограничение прав и свобод граждан.

 

Administrative punishment  and measures of providing of production in matters about administrative crimes  as limitation of constitutional rights and freedoms.

Naboka A.

 

The author examines different types of administrative penalties for administrative cases, and notes particularly the application of any measures restricting the constitutional rights and freedoms of citizens.

Keywords: administrative offense, an administrative penalty, the rights and freedoms of citizens.

 

Современное российское государство представляет собой сложную многофункциональную систему, созданную для поддержания баланса внутри общества. Основными принципами ее построения и функционирования являются народовластие, верховенство закона, законность и федерализм.

Одним из факторов, вносящих дисбаланс в общественные отношения, являются административные правонарушения, которые разрушают охраняемую правом стабильность и правопорядок. Правонарушения, будучи весьма распространенным социальным явлением, затрагивают самые различные сферы общественной жизни, обусловлены многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в пределах отдельного региона. Административные правонарушения совершаются в различных сферах — это промышленность, строительство, энергетика, сельское хозяйство, торговля, экология и т.д.

В.Ф. Ломакина совершенно обоснованно считает , что «всякое административное правонарушение вредоносно уже в том смысле, что нарушает установленный... правопорядок, тормозит нормальное осуществление функций государства, посягает на интересы государства и граждан»[1].

Сходной позиции придерживается И.В. Маштаков, отмечая, что «угроза наступления вредных последствий уже есть вред, который в данном случае выражается в нарушении общественных отношений»[2].

Борьба с правонарушениями и укрепление правопорядка являются одной из основных функций государства. Поэтому в целях защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия на-селения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждения административных правонарушений органами исполнительной власти наряду с мерами убеждения, при необходимости используются меры принуждения.

Административное принуждение представляет собой метод воздействия государства на сознание и поведение лиц, выражающийся в установленных правовыми актами отрицательных последствиях морального, материального и физического характера, имеющих целью исправление и перевоспитание правонарушителей, предупреждение правонарушений.

Принято считать, что одним из видов мер административного принуждения являются административные наказания и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Административное наказание, согласно ст. 3.1 Кодекса об административных правонарушениях, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Применение административного наказания представляет собой принудительную обязанность отвечать за противоправное действие (бездействие) под воздействием государства и означает, что лицо, подвергнутое административному наказанию, должно претерпеть определенные неблагоприятные для себя правовые последствия (например, лишиться части своих денежных средств при уплате административного штрафа, лишиться права занимать определенные должности при дисквалификации).

Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Существует мнение, что сущность наказания определяется целями его применения[3].

Административные наказания являются карательными, штрафными санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав или благ.

За совершенное правонарушение правонарушитель либо лишается какого-то субъективного права, либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

За совершение административных правонарушений согласно ст. 3.1 КоАП РФ могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

По содержанию любе наказание, несомненно, несет в себе какие-либо ограничения.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях  «по своему назначению … представляют собой интегрированную систему принудительных мер, используемых субъектами административно-процессуальной деятельности для сбора и закрепления доказательств, выполнения необходимых действий по расследованию административных проступков, исполнению принятых решений»[4]. Указанные меры обеспечения носят процессуальный характер и применяются на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Статьей 27.1 КоАП РФ предусмотрены следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

7) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

8) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

9) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) привод;

11) временный запрет деятельности.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также административное наказание, применяемое к лицу за совершение административного правонарушения, неразрывно связаны с ограничением прав и свобод человека и гражданина и могут существенно затрагивать конституционные права и свободы граждан, что явствует из существа видов административного наказания и мер обеспечения производства по делу.

Так, например, административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Арест непосредственно сопряжен с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на свободу передвижения.

В соответствии со ст. 22 Конституции РФ  каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право является одним из наиболее значимых и емких социальных благ[5]. Оно предоставляет людям возможность пользоваться личной (гражданской), политической, экономической и духовно-культурной свободой, создавая тем самым условия, необходимые для всестороннего развития личности, обеспечения функционирования демократического общества в целом.

Право на свободу передвижения гарантировано основными международными документами в области прав человека, участницей которых является и Российская Федерация. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»  предусматривает ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Право на свободу передвижения не является абсолютным, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства, общества, отдельных людей. Поэтому в целях предупреждения совершения новых правонарушений может быть ограничено арестом.

Другим примером ограничения прав административным наказанием является применение такой меры ответственности как дисквалификация. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По своей сути дисквалификация представляет собой ограничение трудовых прав (ч. 1

ст. 37 Конституции РФ), а также права лица на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

Согласно ст. 37 Конституции РФ  труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Закрепленный в ст. 37 Конституции РФ принцип свободы труда является юридической базой для всех трудовых прав граждан, установленных в законодательстве.

Труд способствует самоопределению человека, определению его места в обществе, он выполняет важную социальную функцию. Человек испытывает удовлетворение от востребованности своего труда. Реализация возможности трудиться определяет социальную роль и социальный статус личности, влияет на осознание его места в обществе. Право на труд имеет основополагающее значение для целей обеспечения достоинства и самоуважения людей, влияет на способность в дальнейшем пользоваться и реализовывать другие политические и социальные права[6].

Гражданин может свободно выбрать вид трудовой деятельности. Это может быть предпринимательство, работа на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора), работа по трудовому договору.

Статья 34 Конституции РФ провозглашает и гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным законом способом, т.е. свободу экономической деятельности. Статья 34 устанавливает, что каждый вправе иметь имущество, каждый вправе использовать свое имущество, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по суду и с соблюдением соответствующих правил.

Каждый человек может свободно использовать свое имущество и свои личные способности для любой не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе и предпринимательской.

Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит ущерба правам других физических или юридических лиц или общественной безопасности[7].

Следует отметить, что содержание наказания в виде дисквалификации хотя и предусматривает ограничение трудовых прав, но дисквалифицированные лица лишаются не всех прав данной категории, а только права на занятие определенной должности или определенной трудовой деятельности, сохраняя при этом все трудовые права и обязанности. Занятие же конкретной должности или занятие каким-либо видом трудовой деятельности является реализацией права на выбор профессии. Исходя из цели административного наказания, применение дисквалификации призвано предупредить совершение новых правонарушений со стороны руководящих лиц посредством запрета занимать руководящие должности. Таким образом достигается цель не только защиты работников от пренебрежительного отношения и произвола работодателей, но и соблюдение конституционного принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается в качестве основного административного наказания только судьей и лишь в случаях, прямо предусмотренных санкцией соответствующей нормы КоАП РФ и на определенный срок.

Кроме того, этот вид административного наказания применяется:

1) только к физическим лицам, которые:

— занимают руководящие должности в органах различных юридических лиц;

— осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, Законом о банкротстве);

— осуществляют управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Говоря об административных наказаниях, нельзя забывать о том, что и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в случае их применения, также ограничивают конституционные права. Так, например, административное задержание, как и арест, осуществляется в условиях изоляции. В ст. 27.3 КоАП РФ прямо указывается, что административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица. Данная мера может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Такие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как доставление, привод, личный досмотр по своей сути также содержат отдельные элементы изоляции и имеют принудительный характер.

В связи с возможным ограничением конституционных прав административным наказанием и мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, законодательством устанавливаются определенные гарантии.

Во-первых, это конституционные гарантии законности, справедливости, верховенства закона, индивидуализации наказаний и т.д. Особое значение имеет норма, закрепленная в ч. 3 ст. 55 Основного закона Российской Федерации, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Кроме того, в Российской Федерации установлены конституционные требования к процедуре принятия решения о применении в отношении лица такой меры пресечения или наказания, как лишение человека свободы. Одним из достижений Конституции РФ является установление судебного порядка ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.

Нельзя не упомянуть и о такой важной гарантии, как возмещение вреда (имущественного и морального), причиненного мерами обеспечения производства по административным правонарушениям. Данная гарантия установлена ст. 53 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Порядок, возмещения вреда предусмотрен гражданским законодательством (ст. 1064-1101 ГК РФ).

Во-вторых, это гарантии предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Так, при применении административного наказания следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. В данном случае реализуются положения ст. 21 Конституции РФ, запрещающие умаление достоинства личности, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Важной гарантией прав лица, совершившего правонарушение, является установление и соблюдение порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленного главой 29 КоАП РФ. Это является дополнительной гарантией от неполного рассмотрения дела, необъективности и принятия ошибочного решения о применении столь строгого наказания.

Кодекс об административных правонарушениях закрепляет важную гарантию, в соответствии с которой, назначение наиболее строгих административных наказаний допускается только по судебному решению и на определенный законом срок.

Гарантия соблюдения прав лица, к которому применяются меры обеспечения производства по делу либо назначается административное наказание, связанное с изоляцией, ограничением свободы передвижения, выражается в том, что лицо, изолированное от общества, должно содержаться в определенных условиях. Законодательством устанавливаются требования к местам содержания лиц, подвергнутых административному аресту или задержанию. В соответствии с законодательством России они должны соответствовать надлежащим условиям для жизни лица (т. е. отвечать санитарно-гигиеническим условиям, должны быть снабжены местами для сна, приема пищи и т.п.).

В определенных случаях КоАП РФ устанавливает круг субъектов, к которым может применяться административное наказание, либо лиц, к которым такое наказание применяться не может. Так, дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

В соответствии со ст. 3.6 возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. За отдельные виды административных правонарушений арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Таким образом, административное наказание и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, с одной стороны, выступают средством обеспечения прав и свобод человека и гражданина, с другой — по своей сути и содержанию являются определенными ограничениям конституционных прав и свобод. При этом в целях достижения баланса интересов и защиты личности, охраны прав и свобод человека они должны быть законными и обоснованными, а их применение — обеспечиваться установленными законом гарантиями.

 

Библиография

1  Ломакина В.Ф. Теоретические вопросы разграничения административных проступков и смежных с ними преступлений: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 1980. С. 18.

2 Маштаков И.В. Сравнительно правовая характеристика правонарушений: Дис. … канд. юрид. наук. — Тольятти, 2005. С. 28.

3 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Ю.М. Козлова. — М., 2002. С. 38.

4 Михайлов А.А. Административно — юрисдикционная деятельность милиции: теория и практика: Дисс. … канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2003. С. 57-58.

5 Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. — М.: Деловой двор, 2009. С. 184

6 Там же. С. 223.

7 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. — М., 2003. С. 69.