С.И. ЗЛОБИН,

кандидат педагогических наук, полковник внутренней службы, начальник Пермской специальной средней школы Федеральной службы исполнения наказаний

 

Современная ситуация, связанная с реформированием уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), диктует не только высокие, но и совершенно новые требования к кадровому составу сотрудников, их личностным психологическим качествам и уровню профессиональной компетентности.

Успешное выполнение стоящих перед УИС задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности связаны с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического климата в коллективе, что, в свою очередь, требует повышения уровня воспитательной работы и профессиональной подготовки личного состава. При этом на одно из первых мест выходит проблема кадрового обеспечения специалистами, способными не только по уровню профессиональной подготовки, но и по своим личностным качествам успешно бороться с преступностью.

На эффективность исправления осужденных влияет то, насколько сотрудники исправительных учреждений способны активно внедрить прогрессивные формы уголовно-исполнительного воздействия. А это зависит от профессиональной подготовленности сотрудников, от создания для них надлежащих условий работы и от их личностной психологической убежденности в исправимости осужденных.

Правительство РФ и руководство ФСИН России обращают внимание на качественные показатели деятельности подразделений УИС. Необходимость этой ориентации обусловлена целым рядом социально-политических, научно-технических и психологических факторов. Среди социально-политических факторов следует отметить проводимую в правоохранительных органах реформу, базирующуюся на концепции профессионализма и качественных параметрах деятельности подразделений.

С учетом реализации стратегических решений Правительства РФ по коренной количественной и качественной реорганизации УИС, особое значение приобретают научные исследования, которые должны лечь в основу современной научно обоснованной кадровой политики развития УИС, совершенствования воспитательной работы и профессиональной подготовки.

По оценке руководства ФСИН России, сотрудники УИС в основном обеспечивают решение возложенных на них задач. Вместе с тем не все задачи, поставленные директором ФСИН перед личным составом, выполняются в полном объеме и с высоким качеством. Например, плохо разработаны такие аспекты кадрово-воспитательной работы, как комплексная оценка профессионализма и личности сотрудников УИС, подбор и аттестация кадров, индивидуализация воспитательной работы, применение новых форм и современных методов оценки и формирования профессионального мастерства сотрудников УИС.

Эффективность деятельности правоохранительных органов возможна за счет повышения профессионализма сотрудников. Важную роль в формировании профессионализма и в индивидуально воспитательной работе с сотрудниками УИС должна играть аттестация. Аттестация в реальной жизни и деятельности УИС не получила должного теоретического осмысления.

Аттестация — многомерный полифункциональный феномен, являющийся одновременно деятельностью и общением, влияющий на формирование разнообразных отношений к реальности. Будучи междисциплинарным явлением, аттестация может рассматриваться в структуре психологии как проявление межличностного общения и отношения, в структуре педагогики — как педагогический процесс обучения и воспитания кадров, в организационном плане — как система последовательно осуществляемых процедур и мероприятий, в структуре управления — как процесс стимулирования персонала и эффективной профессиональной деятельности.

Аттестацию можно представить в виде комплексной деятельности, в которой присутствуют признаки преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности. Аттестация — это преобразовательная деятельность, которая приводит к изменению профессиональной компетентности аттестуемых; познавательная деятельность, в процессе которой сотрудники приобретают новые знания о себе как о профессионале, о самой профессии, других людях как профессионалах. Как ценностно-ориентационная деятельность аттестация способствует поднятию престижа сотрудника, удовлетворению потребности в общественном признании в получении соответствующего социального статуса.

Аттестация — коммуникативная деятельность. В ее процессе происходит совместная деятельность и общение аттестующих и аттестуемых. В этом смысле процесс аттестации характеризуется следующими признаками:

· идет обмен информацией о профессиональных знаниях, умениях и профессионально важных качествах аттестуемого между ним и аттестующим (коммуникативная сторона общения);

· вступая в контакт, аттестуемый и аттестующий воспринимают друг друга, происходит процесс принятия-непринятия (перцентивная сторона общения);

· в ходе аттестации аттестуемый и аттестующий вступают во взаимодействие, обмениваются действиями, которые выражаются в поступках, поведении (интерактивная сторона общения).

В ходе исследования было установлено, что формализм и неэффективность аттестации проистекают из недооценки сущности аттестации как общения, т. е. ее коммуникативной, интерактивной и перцентивной сторон, из того, что аттестацию не рассматривают в качестве совместной деятельности, важным условием организации которой выступают пространственно-временное согласование, взаимодействие участников процесса и их взаимосвязанность, рождающиеся из наличия общей задачи. Рассматривая сущность аттестации под углом зрения деятельностного подхода, можно обнаружить в ней отличительные характеристики совместной деятельности, а именно:

· пространственное и временное соприсутствие участников аттестации, создающее возможность личного контакта, в том числе интеграции как обмена действиями, коммуникации как обмена информацией и взаимной перцепции;

· наличие общей цели — предвосхищаемого результата (заключение об уровне квалификации) совместной деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей аттестуемого и аттестующего;

· наличие организации и руководства;

· разделение единого процесса аттестации между участниками (аттестуемым, экспертами, членами аттестационной комиссии, руководителями учреждений) в соответствии с целями, задачами, уровнем квалификации исполнителей.

 

Читать полностью...