Реклама
Статья

Глобальный кодекс принудительного исполнения [1] (проект)

Предлагаемый вниманию читателей проект Глобального кодекса принудительного исполнения (далее — Проект, Проект Кодекса) является одним из важнейших проектов Международного союза судебных исполнителей (UIHJ) последнего десятилетия.

Code Mondial de l'execution Union Internationale des Huissiers de JusticeConseil scientifique de l'UIHJ Sous la Direction de Madame la Professeure Natalie Fricero

 

Предлагаемый вниманию читателей проект Глобального кодекса принудительного исполнения (далее — Проект, Проект Кодекса) является одним из важнейших проектов Международного союза судебных исполнителей (UIHJ) последнего десятилетия.

Ключевые идеи Проекта впервые были представлены в апреле 2006 года в Вашингтоне (США) на 19-м Всемирном конгрессе UIHJ, прошедшем под девизом «Гармонизация исполнительного производства в сфере юстиции без границ». В определенной степени Проект рассматривался также на 20-м Всемирном конгрессе UIHJ в сентябре 2009 года в Марселе (Франция), еще более значительное внимание было уделено ему на последнем, 21-м Всемирном конгрессе UIHJ в Кейптауне (ЮАР) — «Судебный исполнитель XXI века».

Работа над Проектом находится в центре внимания научного совета UIHJ: каждый из членов совета готовил ответы на вопросы, связанные с исполнением, принимал участие в обсуждении отдельных положений Проекта. Основную работу по подготовке Проекта и координации деятельности совета выполняет профессор Университета Ниццы (Франция) Натали Фрисеро.

Идея Глобального кодекса принудительного исполнения заключается в создании общих мировых стандартов исполнительного производства, которые были бы одинаково приемлемы в государствах с различными правовыми системами (общего и гражданского права) и не зависели от способа организации системы органов принудительного исполнения (государственная, смешанная либо небюджетная (частная)). В связи с этим Проект Кодекса носит характер модельного правового акта (мягкое право), который позволит каждому заинтересованному государству найти общие ориентиры в данной сфере и в последующем использовать Глобальный кодекс принудительного исполнения в том числе и с целью совершенствования национального законодательства об исполнительном производстве.

Поскольку Проект Кодекса носит обобщающий характер, в нем есть положения, не свойственные ряду систем исполнительного производства, в том числе и системе принудительного исполнения в России. Например, во многих государствах судебные исполнители наделены полномочием по официальному вручению судебных документов, поэтому Проект содержит специальную главу об этом виде деятельности. Более широко Проект трактует и круг полномочий судебных исполнителей, разделяя их на основные и дополнительные.

Участникам IV Международной научно-практической конференции «Современные проблемы обращения взыскания на имущество должников и пути их решения: национальные подходы в повышении эффективности исполнения исполнительных документов» представлен первый перевод на русский язык Проекта Кодекса, выполненный на кафедре гражданского процесса Уральской государственной юридической академии. Проект еще не завершен, работа над ним продолжается, поэтому научный совет UIHJ будет рад получить предложения и комментарии к Проекту, которые можно отправлять в адрес нашей кафедры.

 

В.В. Ярков,

доктор юридических наук, профессор,

зав. кафедрой гражданского процесса УрГЮА, член научно-консультативного совета

Федеральной службы судебных приставов

и научного совета UIHJ

Предисловие [2]

В 2006 году Президент Международного союза судебных исполнителей Жак Иснар во вступительном слове на 19-м Всемирном конгрессе Международного союза судебных исполнителей «Гармонизация исполнительного производства в сфере правосудия без границ» заявил: «Невозможно существование государства без закона, закона без судьи и судебного решения без судебного исполнителя».

В апреле 2012 года ныне действующий Президент Международного союза судебных исполнителей Лео Неттен заметил: «Мы находимся в самом начале долгого пути по объединению (судебных исполнителей. — Ред.) и воплощению всего того лучшего, что было наработано в этой области за многие годы».

Почему нужен Глобальный кодекс принудительного исполнения, или причины необходимости определения общемировых стандартов принудительного исполнения

Размышление над Глобальным кодексом принудительного исполнения (далее — Кодекс) может показаться бессмысленным и даже утопичным. Однако необходимость определения общемировых стандартов принудительного исполнения обосновывается глобализацией экономики (торговли), культуры и других сфер деятельности. Более того, интернационализация процедур разрешения споров и исполнения судебных решений очевидна и никем не оспаривается. Эта интернационализация влечет за собой два вида проблем.

1. Должник и его имущество часто находятся на территории разных государств. Следовательно, кредитор должен обеспечивать циркуляцию исполнительного документа и осуществление исполнительных мер на территории иностранных государств. В целях правовой без-

опасности исполнения необходимо минимизировать число возможных препятствий для обращения взыскания на имущество должника, расположенное на территории иностранного государства.

2. Гармонизация различных правовых систем в сфере исполнительного производства позволит обладателю исполнительного документа быть более информированным, что даст возможность принять эффективные меры исполнения в разумные сроки. Такая гармонизация гарантирует взаимное доверие государств, граждан и субъектов экономической деятельности[3]. Ясность процедур и эффективность являются ключевыми понятиями экономического успеха.

Почему именно Международный союз судебных исполнителей является легитимной организацией для подготовки Проекта Кодекса.

Судебные исполнители и другие субъекты, уполномоченные исполнять судебные и иные решения, чаще всего обладают монополией на принудительное исполнение, которой они наделены государством. Это позволяет им понимать существующие проблемы исполнения и предлагать их оптимальные решения.

Международный союз судебных исполнителей объединяет судебных исполнителей, представляющих самые разные системы исполнения, что является значительным преимуществом при анализе глобальных принципов принудительного исполнения. Кроме того, этот союз всегда был движущей силой исследовательской деятельности в области исполнительного производства. Уже опубликованы многочисленные работы, посвященные гармонизации исполнительных производств, вопросам вручения исполнительных документов, документам, на основании которых возбуждается производство, и др. Они имели большое влияние на развитие законодательства, в частности, в области права Европейского союза (например, ключевые положения по принудительному исполнению были основаны на указанных исследованиях).

Исследования, обнародованные в ходе Международного конгресса судебных исполнителей в Кейптауне в мае 2012 года (о роли и статусе субъектов, уполномоченных на принудительное исполнение), также будут впоследствии включены в Кодекс. 

Таким образом, именно Международный союз судебных исполнителей  может предложить демократические стандарты принудительного исполнения.

Разработка Глобального кодекса принудительного исполнения является принципиальной по множеству причин, в числе которых следующие:

1. Исполнение судебных решений —один из важнейших принципов функционирования государства, основанного на верховенстве права. Если мы хотим поддержать правовое государство таким образом, чтобы лица, участвующие в деле, доверяли судебной системе, исполнительное производство должно быть эффективным и справедливым. Множество международных заявлений вновь подчеркивают необходимость построения правового государства, и все государства мира заинтересованы в этом.

2. Эффективное исполнение судебных и иных решений обеспечивает юридическую безопасность сторон. Исполнительный документ, выданный на основании судебного решения, должен быть неоспоримым и безусловно применимым. Ослабление системы принудительного исполнения влечет за собой появление форм частного правосудия, которые дискредитируют правовую систему и вызывают несоблюдение фундаментальных прав физических и юридических лиц.

3. Исполнение исполнительного документа, в частности выданного на основании судебного решения, является фактором успешного экономического развития, поскольку субъекты экономической деятельности, прежде чем осуществлять инвестиции, обращают внимание на гарантии исполнения. В международных отношениях эффективное исполнение позволяет избежать феномена поиска удобного суда.

4. Во всех государствах право на исполнение исполнительного документа должно быть квалифицировано как фундаментальное право, связанное:

— с качеством судебного решения, которому придается законная и исполнительная сила. Правосудие является суверенной прерогативой государства, осуществляемой в форме государственной службы, и законность судебного решения должна соблюдаться;

— с защитой основных прав индивидуума. Часто решение суда устанавливает право на взыскание задолженности (жертва несчастного случая имеет право на возмещение вреда, собственник имеет право на восстановление или возмещение вреда, причиненного его имуществу, и пр.). Следовательно, право на исполнение связано с правом собственности, правом на возмещение вреда. Эти права защищаются международными конвенциями и конституциями различных государств. Принудительное исполнение должно осуществляться при условии строгого соблюдения принципов, составляющих основу прав человека, общемировой характер которых является универсальным и неоспоримым. На этих принципах базируется определенное количество стандартов, необходимых для развития системы исполнения, приемлемой для всех государств.

Методология разработки Глобального кодекса принудительного исполнения

Юридически не представляется возможным разработать действительно глобальный кодекс, который содержал бы конкретные нормы по организации исполнительного производства, поскольку принудительное исполнение подчиняется суверенитету каждого государства. Согласно принципу международного права, каждое государство располагает монополией принуждения на своей территории, и только органы власти, назначенные этим государством, уполномочены осуществлять действия по принуждению. В силу территориальности полномочий по принуждению принудительное исполнение осуществляется только на территории того государства, где должник располагает имуществом, и исключительно в соответствии с процедурами, предусмотренными этим государством.

Кроме того, в сфере исполнительного производства существуют культурный, социологический и экономический аспекты, которые обязывают соблюдать особенности местного нормативного оформления права. Так, в понятие «имущество» в разных странах вкладывается различное содержание: в одних странах имуществом считается, например, транспортное средство, в других имуществом являются денежные средства на банковских счетах и т. д. Само определение природы имущества также различается: понятия движимого и недвижимого, материального и нематериального имущества часто не совпадают.

Следовательно, необходимы поиск и определение стандартов, общих для всех систем исполнения исполнительных документов, которые позволят создать идеальную процедуру исполнения вне зависимости от того, какова национальная система права. Например, в таких стандартах можно учесть, что должник имеет возможность осуществлять свои права на защиту в рамках исполнительного производства. Но в этом случае государству будет принадлежать право определять подходящие для его системы права способы обжалования.

Основное содержание и структура Кодекса

Все системы принудительного исполнения могут быть проанализированы на основе общего подхода, который будет использован для создания структуры Кодекса (в том числе внутригосударственное, международное и региональное законодательство, судебная практика и доктрина). Предлагается начать со стандартов, обсуждаемых в рамках исследований УНИДРУА, Совета Европы и Европейского союза, а также уже реализованных результатов исследований Международного союза судебных исполнителей, в частности предложенных в рамках 19-го Всемирного конгресса в Вашингтоне. Следует проверить актуальность этих стандартов и при необходимости отклонить их или изменить. Каждый член научного совета Международного союза судебных исполнителей должен будет добавить стандарты, которые ему кажутся соответствующими правовой системе его государства, а также изменять содержание предлагаемых стандартов.

Кодекс должен стать результатом действительно коллективной работы и представлять интересы всех юрисдикционных систем. Речь идет о гармонизации различий, сглаживании разногласий при сохранении мультикультурности исполнения.

Уже внесены предложения, которые  касаются исполнительных систем Португалии, США, России (вместе с Белоруссией и Казахстаном), Румынии (вместе с Венгрией и Молдавией), Таиланда, Организации по гармонизации коммерческого права в странах Африки. Все они включены в Проект Кодекса.

Предлагается следующая структура Кодекса:

1. Руководящие принципы.

2. Обеспечительные меры.

3. Лица, уполномоченные на принудительное исполнение.

4. Вручение документов и извещений.

5. Основные принципы применения мер принудительного исполнения.

 

 

Международный союз судебных исполнителей Научный совет МССИ

 

ГЛОБАЛЬНЫЙ КОДЕКС ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

 

Проект подготовлен членами научного совета МССИ под руководством профессора Университета Ниццы (Франция) Натали Фрисеро

 

Часть 1. Руководящие принципы

Статья 1. Право на исполнение

Любой кредитор, обладающий судебным или иным исполнительным документом, имеет право доступа к принудительному исполнению в отношении недобросовестного должника на условиях, предусмотренных законом.

Статья 2. Исполнительные документы

Исполнительными документами являются все судебные решения, обладающие исполнительной силой, арбитражные решения, получившие экзекватуру, а также иные документы, которым закон придает исполнительную силу, в частности, аутентичные акты.

Статья 3. Расходы на исполнительное производство

Расходы на принудительное исполнение возлагаются на должника, за исключением случаев, когда суд решит, что кредитор злоупотребил своим правом на возбуждение процедуры принудительного исполнения.

Статья 4. Срок предъявления документов к принудительному исполнению

Исполнительные документы могут быть исполнены в течение 10 лет, если не установлены более длительные сроки для принудительного исполнения.

Статья 5. Сроки исполнения

Принудительное исполнение должно быть осуществлено судебным исполнителем в разумные сроки.

Статья 6. Выбор кредитором мер исполнения

Кредитор вправе выбирать меры, направленные на предъявление требования к исполнению или обеспечение сохранности своего требования. Осуществление мер исполнения не должно превышать объема, необходимого для погашения долга.

 

Часть 2. Обеспечительные меры

Статья 7. Право кредитора на защиту своих прав

Каждый кредитор вправе использовать обеспечительные меры для защиты своих прав.

Статья 8. Обеспечительные или временные меры

Судебное решение, дающее право на принудительное исполнение, включает право на применение обеспечительных или временных мер.

Статья 9. Применение обеспечительных мер при отсутствии исполнительного документа

Если кредитор не располагает исполнительным документом, он обязан получить санкцию судьи, доказав, что его дебиторская задолженность представляется обоснованной по существу и что есть угроза непогашения данной задолженности.

Статья 10. Процедура

При разрешении судьей вопроса об обеспечительных или временных мерах должна применяться ускоренная процедура рассмотрения. Данная процедура может носить несостязательный характер.

 

Часть 3. Лица, уполномоченные на принудительное исполнение

Статья 11. Монополия лиц, уполномоченных на принудительное исполнение

Только лицо, уполномоченное государством на принудительное исполнение, может осуществлять процедуру принудительного исполнения согласно законам.

Уполномоченное лицо обязано осуществлять свои функции всякий раз, когда оно привлечено к исполнению в законном порядке, за исключением случаев, когда имеются препятствия к этому, заключающиеся в наличии родственных и брачных связей с одной из сторон, а также любых других оснований, подтвержденных доводами, связанными с оценкой субъекта принудительного исполнения с точки зрения соблюдения норм профессиональной этики.

Статья 12. Статус лиц, осуществляющих принудительное исполнение

Лица, наделенные полномочиями по принудительному исполнению, должны иметь регламентированный статус, гарантирующий качество принудительного исполнения.

Статья 13. Профессиональная подготовка

Лица, осуществляющие принудительное исполнение, должны иметь первоначальное юридическое образование и повышать квалификацию согласно установленным минимальным общим нормам.

Статья 14. Профессиональная этика

Кодекс поведения должен определять нормы поведения лиц, осуществляющих принудительное исполнение, устанавливая, в частности:

— запрет становиться цессионарием спорных прав по делам, в которых они должны составлять официальные документы;

— обязанность информировать пользователей имущества об исполнительном производстве (мотивы проводимых мероприятий, прозрачность и ясность издержек и т. д.);

— обязанность соблюдать условия, согласно которым лица, участвующие в деле, должны быть одинаково информированы (социальная роль субъектов принудительного исполнения; обязанность консультировать и др.);

— обязанность соблюдать профессиональную этику (соблюдение профессиональной тайны, корректное поведение, этичность в выборе действий и т. д.);

— обязанность соблюдать прозрачность процедур исполнения (прогнозируемость и пропорциональность издержек и сроков исполнения, сотрудничество  служб исполнения и т. д.);

— обязанность обеспечивать гибкость процедур исполнения (автономия лица, осуществляющего принудительное исполнение, и др.).

Статья 15. Дополнительная деятельность

Статус лица, осуществляющего принудительное исполнение, должен позволять ему проводить дополнительную деятельность, совместимую с его должностью, например, процедуры медиации, взыскание долгов, принудительную или добровольную продажу с публичных торгов движимого и недвижимого имущества, секвестр, официальную констатацию фактов, юридическое консультирование,  преподавательскую деятельность, а также оказывать помощь в ходе судебных заседаний, участвовать в процедурах банкротства, выполнять задачи, порученные судом, представлять стороны в судах, составлять частные документы.

Статья 16. Обязанности и ответственность

Лицо, уполномоченное осуществлять исполнение, несет ответственность за проведение процедуры принудительного исполнения в рамках компетенции, которой оно наделено в соответствии с законом.

Если такое лицо осуществляет свои полномочия как представитель небюджетной профессии, оно обязано открыть специальный депозитный счет, не допускающий обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на этом счете, для депонирования денежных средств, полученных для расчета со своими клиентами. Оно также обязано застраховать риски своей профессиональной и гражданской ответственности.

Статья 17. Права

Лицо, осуществляющее принудительное исполнение, должно пользоваться социальным обеспечением и социальным страхованием. Данное лицо должно получать справедливое вознаграждение.

Статья 18. Дисциплина

Дисциплинарная процедура должна соответствовать принципам справедливого процесса, осуществляться независимым органом, разрешающим дело на основе принципа состязательности.

Дисциплинарные санкции должны быть определенными и соразмерными тяжести совершенных проступков.

 

Часть 4. Вручение документов и извещений

Статья 19. Предварительное вручение исполнительного документа

Любым исполнительным мерам под страхом недействительности последних должно предшествовать вручение исполнительного документа должнику в соответствии с условиями, предусмотренными законом.

Статья 20. Лицо, обязанное вручать документы

Процедура вручения документов должна в приоритетном порядке осуществляться лицом, специально на то уполномоченным. Вручение документов должно осуществляться добросовестно, обеспечивая непосредственную передачу их получателю.

Статья 21. Фактическая доставка документов получателю

По общему правилу документ должен передаваться получателям лично. В отношении физического лица документ должен быть вручен самому получателю. В отношении юридического лица вручение считается надлежащим в том случае, если акт вручен уполномоченному на получение документов лицу.

Вручение документов лицу может быть осуществлено в любом месте нахождения получателя, в том числе по месту его жительства или месту нахождения (юридическому адресу), по месту пребывания, а также по месту работы.

Если документ невозможно вручить получателю, он должен быть передан на хранение любому лицу, находящемуся  по месту жительства или месту пребывания получателя и согласному получить данный документ на хранение с целью последующей передачи получателю. При вручении документа ребенку лицо, уполномоченное на вручение документа, должно удостовериться, что ребенок в достаточной мере осознает важность документа и необходимость его передачи адресату.

Статья 22. Вручение документов и извещений в случае, если адрес получателя неизвестен

В случае если адрес получателя документа неизвестен, вручение документа невозможно. После поиска получателя лицом, уполномоченным на вручение документа, и фиксации произведенных действий по поиску вручение документа осуществляется им в рамках формальной процедуры, приравниваемой к надлежащему извещению получателя. Данная процедура может заключаться в извещении получателя по последнему известному адресу либо с помощью прессы, а также посредством размещения объявлений.

В дополнение лицо, уполномоченное на вручение документа, направляет документ почтой по последнему известному адресу получателя. Оно также может передать документ по электронным средствам связи, если ему известны необходимые данные.

Указанные способы не приравниваются к надлежащему извещению и служат лишь попыткой проинформировать адресата официальным способом.

Статья 23. Дата вручения документа

Датой вручения документа является дата, когда документ был вручен непосредственно адресату. Если непосредственное вручение документа получателю оказалось невозможным, датой его вручения считается дата, когда лицо, уполномоченное на вручение, проявило требуемую заботливость, чтобы осуществить это вручение.

В случае вручения документа за границей, когда возможность совершения действий истцом ограничена определенным сроком, датой вручения по отношению к нему будет дата совершения этих действий.

Статья 24. Содержание и перевод документа

В случае трансграничного вручения документов в целях защиты прав получателя документ должен быть подготовлен на понятном получателю языке или на языке государства получателя либо снабжен копией, подготовленной на таком языке. В случае если вручаемый документ не подготовлен на языке государства получателя, получатель имеет возможность требовать перевода данного документа.

Документ должен содержать информацию, позволяющую получателю возражать против требований или осуществить обжалование. В случае отсутствия указанной информации документ должен по меньшей мере содержать ссылку на необходимую информацию.

Статья 25. Поиск информации

Государства следят за тем, чтобы органы власти и публичные организации, которые обеспечивают управление социальными услугами, а также почтовые и иные соответствующие организации могли сообщать в кратчайшие сроки субъектам, уполномоченным на вручение документов, все сведения, которыми они располагают, для того чтобы раскрыть место жительства ответчика или предоставить другие сведения о нем, не имея полномочий ссылаться на профессиональную тайну.

 

Часть 5. Основные принципы применения мер принудительного исполнения 

Статья 26. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание

Имущество, необходимое для жизни должника и его семьи, должно быть недоступным для обращения на него взыскания в соответствии с положениями законодательства.

В частности, при обращении взыскания на денежные средства на банковских счетах необходимо оставлять на счете должника законодательно фиксированную сумму, на которую не может быть обращено взыскание, в целях обеспечения должника средствами к существованию, размер которых законодательно установлен.

Статья 27. Справедливость процедуры исполнения

Исполнительные процедуры должны гарантировать право должника на защиту. В частности, субъект, осуществляющий исполнение, должен информировать должника во время вручения исполнительного документа об условиях процедуры исполнения и возможностях должника оспорить применение мер принудительного исполнения.

Статья 28. Судебный контроль

В случае возникновения споров в ходе процедуры принудительного исполнения и при необходимости получить разъяснения по процедуре должник вправе обратиться к суду с целью контроля за законностью порядка исполнения, а также с целью возможной отмены процедуры исполнения и разрешения любых других вопросов, относящихся к исполнительному производству.

 

---------------------------------------------

1 Перевод с французского языка выполнен аспирантом кафедры гражданского процесса УрГЮА, докторантом юридического факультета Университета Пикардии (Франция) Н.С. Зверевой; окончательная редакция подготовлена кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданского процесса УрГЮА, доктором права (Франция) И.Г. Медведевой.

2 Подготовлено профессором Университета Ниццы (Франция) Натали Фрисеро.

3 См.: доклад Doing Business, посвященный эффективности судебной системы. URL: http://russian.doingbusiness.org/

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024