Реклама
Статья

Действие источников информационного права во времени, в пространстве и по кругу лиц

А.А. ЗАЙЦЕВА, зав. методическим кабинетом кафедры государственно-правовых дисциплин, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Тихоокеанского государственного университета Рассматривается порядок введения в действие нормативных правовых актов информационного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

УДК 346.13(094) 

Страницы в журнале: 87-91

 

А.А. ЗАЙЦЕВА,

зав. методическим кабинетом кафедры государственно-правовых дисциплин, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Тихоокеанского государственного университета

 

Рассматривается порядок введения в действие нормативных правовых актов информационного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Ключевые слова: источник, информационное право, закон, соглашение, информация.

 

Action of sources of the information right in time, in space and on a circle of persons

 

Zayceva A.

 

The introduction order in action of standard legal certificates of the information right in time, in space and on a circle of persons is considered.

Keywords: a source, the information right, the law, the agreement, the information.

 

Источники информационного права имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего влияния, т. е. функционируют во времени, в пространстве и по кругу лиц, что и устанавливает масштаб их применения.

Действие источников информационного права во времени характеризуется временным отрезком их функционирования и определяется двумя основными моментами: вступлением в силу источников информационного права и утратой ими юридической силы.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» (далее — Закон № 5-ФЗ) «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Статья 2 Закона № 5-ФЗ закрепляет: «Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации».

Проанализировав Закон № 5-ФЗ, можно сделать вывод о наличии нескольких временных характеристик нормативных правовых актов: во-первых, дата принятия документа палатами Федерального собрания; во-вторых, дата опубликования; в-третьих, дата вступления в силу, всегда связанная с опубликованием, так как действует правило, согласно которому неопубликованные нормативные акты не подлежат применению. Следует отметить: время вступления в силу нормативных актов характеризует формальную сторону воплощения источников информационного права, а их материальное проявление может произойти намного позже в конкретном правоотношении. Из сказанного можно сделать вывод о том, что формальный и материальный аспекты проявления источников информационного права могут не совпадать во времени.

В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ № 763) «акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования».

Пункт 6 Указа № 763 закрепляет, что «акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования».

В указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ может определяться иной порядок вступления документов в силу. Например, в Указе № 763 предусмотрено, что «акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания».

Согласно п. 12 Указа № 763 «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу».

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок вступления в силу законов и иных нормативных актов, принятых на уровне субъекта Российской Федерации, регулирующих информационные отношения. Но при этом должно соблюдаться правило, предусмотренное ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым неопубликованные законы не применяются; любые нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Нормативные правовые акты в информационной сфере всегда затрагивают права человека и гражданина, поэтому они могут быть источниками информационного права только после обнародования.

Источники информационного права имеют свою специфику при их рассмотрении с точки зрения вступления в законную силу и действия во времени. Это связано прежде всего с наличием таких источников информационного права, как международные договоры и соглашения, касающиеся информационных отношений. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, заключенном в Москве 27 октября 2008 г., говорится, что оно «вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами процедур, необходимых для его вступления в силу. Настоящее Соглашение заключается на 5 лет и автоматически продлевается на очередные 5-летние периоды, если ни одна из Сторон письменно не уведомит по дипломатическим каналам другую Сторону о своем намерении прекратить его действие не позднее чем за 6 месяцев до истечения очередного срока действия настоящего Соглашения. Прекращение действия настоящего Соглашения не затронет выполнение обязательств, возникших в период действия настоящего Соглашения, если Стороны не договорятся об ином» (ст. 10)[1].

Еще более специфичными в плане действия во временном пространстве являются соглашения между Правительством РФ и правительствами других государств о взаимной защите секретной информации. Рассмотрим специфику действия таких соглашений во времени на примере Соглашения между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилия о взаимной защите секретной информации, заключенного в Москве 13 августа 2008 г., в котором говорится, что оно «…вступает в силу по истечении 30 (тридцати) дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. 2. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок. 3. Каждая из Сторон может прекратить действие настоящего Соглашения путем направления по дипломатическим каналам другой Стороне письменного уведомления о своем намерении прекратить его действие. В этом случае действие настоящего Соглашения прекращается по истечении 6 (шести) месяцев с даты получения такого уведомления. 4. В случае прекращения действия настоящего Соглашения в отношении секретной информации продолжают применяться меры по ее защите, предусмотренные настоящим Соглашением, до тех пор пока эта информация не будет рассекречена в установленном порядке» (ст. 15)[2].

Специфические свойства источников информационного права с точки зрения вступления в силу и действия во времени связаны не только с моментом получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международного соглашения, но и с моментом вручения ратификационных грамот. В случае если в международном договоре, касающемся информационных отношений, указано, что такой договор подлежит ратификации сторонами, то он вступает в силу со дня обмена ратификационными грамотами. Кроме того, момент вступления в законную силу некоторых международных соглашений и договоров связан с передачей депозитарию уведомлений о выполнении внутригосударственных процедур, с подписанием таких договоров или же с фактом присоединения к договору. Например, Решение о Концепции формирования национальных баз данных и организации межгосударственного обмена информацией по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, подписанное в г. Душанбе 25 мая 2006 г.[3] (далее — Решение), вступило в силу с даты подписания. А для государств—участников СНГ, законодательство которых требует выполнения соответствующих внутригосударственных процедур, — с даты предоставления соответствующих документов депозитарию. Киргизия депонировала Решение 9 октября 2006 г., именно с этой даты Решение вступило в силу для Киргизии; Таджикистан — 16 марта 2007 г., поэтому для него Решение вступило в силу с 16 марта 2007 г., так как для указанных государств их законодательство требует выполнения соответствующих внутригосударственных процедур; для России, Белоруссии, Казахстана Решение вступило в силу с 25 мая 2006 г., т. е. с даты подписания.

В Соглашении о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г. (далее — Соглашение от 6 марта 1998 г.), заключенном между Россией и другими государствами, говорится, что оно «вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Для Сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, оно вступает в силу в день сдачи соответствующих документов депозитарию» (ст. 14). Поскольку Соглашение от 6 марта 1998 г. открыто для присоединения, его могут подписать другие государства. Для государств, подписавших Соглашение от 6 марта 1998 г., оно вступило в силу со дня получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение. Таким образом, один и тот же международный договор для разных государств вступил в силу в разное время. Применение законов информационной направленности завершается со дня его отмены.

Нормативные правовые акты информационной направленности прекращают действовать во времени в следующих случаях:

1) если имеется прямое указание об их отмене в другом документе. Так, согласно ст. 40 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» утратили силу абзацы 23 и 24 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации»;

2)  в связи с изданием нового акта, заменяющего ранее действующий. Например, Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

3) по истечении срока действия акта, если такой срок был указан. Например, Указ Президента РФ от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» действовал на время избирательной компании.

Большое значение имеет вопрос о распространении влияния источников информационного права на события и отношения, возникшие до вступления их в силу. В юридической науке это называется обратной силой закона.

По общему правилу источники информационного права обратной силы не имеют. К каждому негативному информационному событию, факту, отношению применяется норма информационного права, в период действия которой это событие, факт, отношение произошли[4].

Хотя закон и не имеет обратной силы, из этого правила есть исключения: если в законе есть прямое указание об обратной силе данного закона; если закон устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание. В соответствии с ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Таким образом, Конституция РФ содержит прямые гарантии права на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан. В части 2 ст. 54 Конституции РФ сказано, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон.

Этот принцип имеет большое значение для использования норм информационного права, включая соответствующие положения административного, уголовного и гражданского законодательства. Так, статьями 272—274 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации. Именно указанными статьями регулируются все действия и информационные отношения в сфере компьютерных преступлений. Следовательно, суд, рассматривая уголовные дела в сфере компьютерной информации, будет применять названные статьи УК РФ, которые действовали в момент совершения преступления. Но «уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу…» (ч. 1 ст. 10 УК РФ).

Согласно этому требованию в случае, если закон смягчил меру наказания за компьютерное преступление, признав его неопасным, нет оснований для привлечения виновного лица к ответственности по закону, утратившему силу и действовавшему в момент совершения преступления.

Действие источников информационного права в пространстве связано с территорией, на которую они распространяются, однако диапазон их действия шире, чем источников других отраслей. Законы Российской Федерации и иные акты информационного характера, принятые государственными органами страны в установленном порядке, действуют по общему правилу на всей территории страны, а принятые субъектами Российской Федерации — в пределах территории субъекта.

Следует отметить, что источники информационного права законны не только на территории России, но и за ее пределами. Так, согласно ст. 55 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» зарубежные представительства средств массовой информации, зарегистрированные в Российской Федерации, создаются в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации и страны пребывания, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией.

 

Библиография

1 Бюллетень международных договоров. 2010. № 7. С. 30—33.

2 Там же. 2011. № 11. С. 46—51.

3 Документ опубликован не был.

4 См.: Рассолов М.М. Информационное право: Учеб. пособие. — М., 1999. С. 56.

 

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются актуальные вопросы применения положений так называемого антисанкционного законодательства (статьи 248.1 и 248.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Целью работы является подготовка рекомендаций, направленных на повышение привлекательности российской юрисдикции, с целью их учета в правоприменительной практике.
Добавлено: 06.04.2024
В статье делается попытка анализа преобразований и юридически значимых решений в образовательной сфере, принимаемых уполномоченными органами власти Российской Федерации для обеспечения развития национальной системы образования вопреки вызовам и угрозам разного характера
Добавлено: 06.04.2024
Развитие отечественного фаунистического законодательства должно быть направленно на разработку федерального кодифицированного нормативного правового акта, интегрирующего в своем содержании нормы и принципы охраны и использования всех объектов животного мира, населяющих и выращиваемых на территории России для хозяйственных и иных целей.
Добавлено: 06.04.2024
Проблема правового регулирования произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, с каждым годом приобретает всё большую остроту по мере роста числа таких произведений
Добавлено: 06.03.2024