С.А. БАГАЕВ,

соискатель Академического Международного института

 

Гражданское общество как общественно-политический институт отличается сложной многогранной природой, представленной в различных сферах общественной жизни. Гражданское общество нереально без свободы мысли и слова, так как "право иметь свои собственные мысли, убеждения, мнения является неотъемлемым для каждой свободной личности. Если функции гражданского общества охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всех его структур или механизмов, то функции отдельных его элементов распространяются лишь на его часть.

Ключевые слова: гражданское общество, права и свободы человека, государство, законодательство, свобода слова, политика, правопорядок, культура, предпринимательская деятельность, конституционные права и свободы, государственная власть, реформы, частная сфера.

 

Institutional and functional bases civil society as subject of legal regulation

The civil society as political institute differs the difficult many-sided nature presented in various spheres of a public life. The civil society is unreal without thought and word freedom as "the right to have own thoughts, belief, opinions is integral for each free person. If functions of a civil society cover themselves all its activity as a whole, activity of all its structures or mechanisms functions of its separate elements extend only on its part.

civil society, the rights and freedom of the person, the state, the legislation, a freedom of speech, a policy, the law and order, culture, enterprise activity, constitutional laws and freedom, the government, reforms, private sphere

 

Приступая к изучению правового взаимодействия государства и гражданского общества в современной России, необходимо, прежде всего, уточнить суть понятия «гражданское общество». На волне популистских призывов построить в России правовое государство и гражданское общество в отечественной печати 90-х гг. было опубликовано немало работ, посвященных этой проблеме[1]. На русском языке в те же годы были изданы и труды многих западных ученых.

Ознакомившись с литературой, посвященной данной теме, можно сделать вывод, что чаще всего понятие «гражданское общество» рассматривается в основном в теоретико-аналитическом и нормативном аспектах. В первом случае оно используется как аналитическая категория, отражающая процессы социальной реальности. Во втором выражает нечто заданное, что «должно» осуществиться[2], способствуя мотивации и мобилизации граждан и других социальных субъектов на развитие различных форм гражданской активности. Таким образом, можно сделать вывод, что категория «гражданское общество» в одно и то же время — идея и факт, абстракция и организация, оно не имеет конкретной реальности, но его жизнедеятельность очевидна.

Между тем юридические дисциплины требуют более основательного и реалистичного определения данной категории. Для этого необходимо отойти от устоявшихся представлений и по-новому вникнуть в ее содержательную и сущностную сторону.

Обобщая достижения философии Нового времени, можно сделать вывод, что гражданское общество чаще всего представляется как сфера экономических, семейных и производственных общественных отношений, неподконтрольных государству. Индивиды в этих отношениях предстают как чужаки, но отнюдь не враги, так как гражданское общество выступает приспособлением, позволяющим чужакам сосуществовать и взаимодействовать не в качестве врагов, а в качестве друзей в том смысле, в каком дружба была основанием полиса у Аристотеля[3]. Не вдаваясь в полемику с создателями классических политико-правовых доктрин далекого прошлого, перейдем к работам современных исследователей.

В отечественном и зарубежном государствоведении к определению гражданского общества подходят несколько иначе. Так, по мнению О.И. Цыбулевской, «гражданское общество — это система экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных интересов и потребностей»[4]. Весьма экзотическое определение предлагает французский политолог Ж. Керманн: «Гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства»[5]. В ином аспекте данную проблему рассматривает А. Мигранян: «Гражданское общество — это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций». В представлениях О.В. Власовой «гражданское общество — система свободных частных отношений (нравственных, семейных, экономических, религиозных и др.) и вырастающих из них общественных институтов, созданных гражданами добровольно для реализации на самодеятельной основе разнообразных интересов, способностей и потребностей»[6].

Исследуя понятие «гражданское общество»,  нельзя не отметить существование множества других определений, предлагаемых современными учеными[7]. Без сомнений, интересы научной достоверности требуют учитывать все имеющиеся подходы к изучению поднятой проблемы. Однако следует ограничиться рассмотренными выше, поскольку они показывают основные подходы к данной проблеме и отражают неоднозначность ее решения. Проанализировав приведенные дефиниции, можно сделать первичные выводы. Во-первых, при всех различиях, существующих в трактовках этого понятия, общим для них является главное действующее лицо гражданского общества — человек. Человек как личность признается и мыслителями прошлого, развивавшими теорию договорного происхождения государства, и современными исследователями[8]. Во-вторых, гражданское общество «есть необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме и свободе»[9], гарантирующий бесконфликтное, прогрессивное развитие общества и государства. В-третьих, это система частных лиц, групп и институтов, их взаимоотношений, не зависящих в своей жизнедеятельности от государства, его органов и учреждений. В-четвертых, данным понятием охватывается, в основном, негосударственная социально-экономическая и частная сфера жизнедеятельности граждан.

С таких позиций весьма обоснованное определение дает Н.И. Матузов: «Гражданское общество — это не государственно-политическая, а главным образом социально экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними; это — свободное демократическое, правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости; это — рыночное многоукладное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев»[10].

В целом можно согласиться с данным определением. Но хотелось бы отметить, что в юридической науке до настоящего времени ведется широкая дискуссия о негосударственно-политической и политико-правовой природе гражданского общества. Объясняется это тем, что приверженцы первого умонастроения вольно или невольно девальвируют структурообразующие социальные взаимосвязи исследуемого общества и государства. Между тем пренебрегать этим моментом в рассматриваемой категории нельзя, поскольку его игнорирование опускает политико-правовое естество гражданского общества, делает невозможным исследование его роли в процессе формирования и функционирования правового государства.

Самим понятием «гражданское общество» подчеркивается, с одной стороны, привязанность к государству, поскольку в морфологическом определении этого явления присутствует категория «гражданское»,  производная от слов «гражданин»,  «гражданство»,  с другой — отмечается его самостоятельность, независимость, так как в названном словосочетании присутствует общество, что подразумевает совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Учитывая сказанное, легко сделать вывод о сомнительности или ограниченности доминирующего в настоящее время вывода об основаниях противопоставлений государства и гражданского общества.

Политико-правовое естество гражданского общества было отмечено еще в размышлениях И. Канта. В соответствии с его представлениями «выводить» теоретически и практически государство за пределы гражданского общества не совсем правильно так? как гражданское общество предстает как целостное явление, качественное функционирование институтов которого немыслимо без взаимодействия с государством[11]. Иными словами, гражданское общество — это сфера общественных отношений, в своей основе неподконтрольная государству, но связанная с последним и взаимообусловленная им. Действуя в правовом поле и руководствуясь нормами права, ориентированными на достижение свободы и справедливости, государство и гражданское общество взаимодействуют между собой, предопределяя жизнь и судьбу друг друга.

Такое понимание придает гражданскому обществу статус теоретически надежной и осуществимой на практике политической и социальной альтернативы. Ориентированность государств