Реклама
Статья

Информационная система вуза: современный подход

С.В. МОЛЧАНОВ, кандидат юридических наук, доцент, ученый секретарь Института научной информации и мониторинга Российской академии образования Изменения, происходящие во всех сферах российского общества, и в первую очередь в экономике, оказывают непосредственное влияние на систему высшего образования. Во многом консервативная по своим устоям, эта структура нуждается в адаптации к современным требованиям и ожиданиям общества.

УДК 347.78:342.72/.73 

Страницы в журнале: 112-115

 

С.В. МОЛЧАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент, ученый секретарь Института научной информации и мониторинга Российской академии образования

 

Изменения, происходящие во всех сферах российского общества, и в первую очередь в экономике, оказывают непосредственное влияние на систему высшего образования. Во многом консервативная по своим устоям, эта структура нуждается в адаптации к современным требованиям и ожиданиям общества.

Ключевые слова: информация, высшее учебное заведение, управление, государство, высшая школа, наука, автоматизация, студент, абитуриент.

 

Information system of high school: the modern approach

 

Molchanov S.

 

The changes’ occurring in all spheres of the Russian society and first of all in economy, makes direct impact on higher education system. In many respects conservative under the foundations, this structure needs adaptation to modern requirements and society expectations.

Keywords: the information, a higher educational institution, management, the state, the higher school, a science, automation, the student, the entrant.

 

Перед обществом остро стоит вопрос обеспечения конкурентоспособности отечественной высшей школы в глобальном соревновании высших школ. В этой связи необходимо использование всех возможностей, которые предоставляют современные технологии, и в первую очередь технологии информационные. Очевидно, что для решения большинства задач, стоящих перед российскими вузами, уже недостаточно того организационно-управленческого инструментария, который был накоплен за годы развития вузов в условиях советской плановой экономики (не говоря уже о периоде выживания 90-х годов ХХ века).

По мнению ряда экспертов, в условиях рыночной экономики вопросы управления высшим учебным заведением приобретают первостепенное значение. Сложность и актуальность данных проблем продиктована самим характером деятельности вузов, разнообразием источников финансирования вузовской деятельности, множеством форм и видов учебной, научной, хозяйственной деятельности, необходимостью адаптации к постоянно меняющейся инфраструктуре российской экономики, потребностью анализа рынка образовательных услуг и рынка труда, включая трудоустройство выпускников. Данные факторы говорят о том, что решение задачи управления вузом должно быть реализовано на качественно новом уровне.

Кроме того, нельзя забывать и такой аспект, как повышение степени экономической самостоятельности вузов. Получив известную экономическую свободу, возможность принятия самостоятельных управленческих решений, например, в части создания хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности[1], многие государственные вузы уже не могут рассчитывать на тот же объем бюджетного финансирования, который они получали ранее. Соответственно требует своего правильного решения вопрос об организации рационального использования имеющихся в распоряжении вузов ресурсов (это касается как государственных, так и частных вузов).

Таким образом, перед руководством вузов встает задача выбора правильной управленческой модели, соответствующей современным требованиям и условиям, предъявляемым к деятельности высших учебных заведений. При этом данные требования далеко не всегда могут иметь нормативно-правовое выражение. К примеру, ожидания абитуриентов, их расчет на получение востребованной специальности в престижном учебном заведении, готовность вуза соответствовать данным ожиданиям, его стремление поддерживать свой бренд также имеют важное значение при принятии тех или иных управленческих решений.

Очевидно, что в современных условиях не только руководство, но и обычные работники вузов должны оперировать значительными объемами информации. По сути, информация, ставшая в последние годы стратегическим ресурсом общества, является одним из условий успешного развития конкретного учебного заведения. Прогнозирование потока абитуриентов, четкая организация работы приемных комиссий, планирование учебной, научной, финансово-хозяйственной деятельности вуза — эти и другие аспекты функционирования высших учебных заведений базируются на сборе, анализе и обработке значительных информационных массивов, на основе которых принимаются управленческие, организационные и иные решения. Для оптимизации работы с такими потоками информации многие вузы на протяжении нескольких лет создают и внедряют так называемые информационные системы, которые достаточно часто именуются информационными системами управления вузом. Однако отметим, что у значительной части ныне функционирующих информационных систем нет оснований претендовать на статус систем управления.

Данные системы разрабатываются в основном на базе (платформе), представляемой известными иностранными и отечественными компаниями, работающими в сфере IT-технологий. В некоторых случаях в силу целого ряда причин (начиная от элементарной экономии средств и заканчивая необходимостью максимального учета специфики конкретного вуза) разработка и внедрение информационной системы осуществляются силами самого вуза, как правило, в лице специализированных кафедр или факультетов.

Учитывая то обстоятельство, что деятельность вузов строится на основе взаимодействия трех организационно-управленческих сфер (учебно-методический процесс, научно-исследовательская работа и финансово-хозяйственная деятельность), соответствующим образом выстраивается конфигурация подавляющего большинства информационных систем.

Для многих вузов основная функция информационных систем заключается в оптимизации работы со значительными объемами информационных ресурсов, автоматизацией тех или иных внутриорганизационных процессов. Примерами таких процессов могут быть организация деятельности приемных комиссий, планирование загруженности аудиторного фонда, автоматизация кадрового делопроизводства. Тем самым не будет ошибкой сказать, что подобного рода информационные системы носят в первую очередь прикладной характер, обусловленный необходимостью решения целого ряда локальных (тактических) задач конкретного вуза.

В последнее время в связи с активным развитием различных форм дистанционного обучения ряд экспертов высказывают мнение о необходимости формирования самостоятельных информационных систем, призванных обслуживать дистанционное обучение с учетом его специфики.

Анализ характеристик информационных систем, функционирующих в российских вузах, а также разрабатываемых вузами, позволяет выделить и целый ряд недостатков, в числе которых эксперты особо выделяют:

— фрагментарный (сегментный) характер подобных систем;

— отсутствие комплексной поддержки формирования и принятия управленческих решений;

— недостаточные технологические возможности для адаптации к изменяющимся условиям функционирования;

— слабую ориентацию на потребности абитуриентов и обучающихся;

— нехватку взаимосвязи и интеграции с информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления, в первую очередь с информационными системами Министерства образования и науки Российской Федерации и региональных управленческих структур.

Кроме того, в рамках данных информационных систем недостаточно четко решены (как технологически, так и нормативно) многие важные вопросы, имеющие практическое значение, например, проблема обеспечения конфиденциальности персональных данных абитуриентов и обучающихся, вносимых в данные системы.

Отдельного внимания требует и разнообразие технологических и аппаратных средств, используемых при разработке и функционировании информационных систем вузов. При этом, по нашему мнению, было бы некорректно требовать от вузов использовать средства конкретного производителя. Представляется более правильным акцентировать внимание на необходимости обеспечения совместимости информационных систем различных производителей, закрепления некоего технологического минимума функциональных возможностей, которым должны соответствовать информационные системы отечественных вузов.

На данном этапе развития информационных систем необходим их своеобразный апгрейд: он позволит рассматривать информационные системы в качестве полноценных информационных систем управления вузом. Однако подобный апгрейд невозможен без создания условий, при которых данные системы смогут выполнять комплекс операций по анализу, прогнозированию и ситуационному моделированию (без них невозможно принятие обоснованных управленческих решений). На нынешнем этапе формирования большинство информационных систем в той или иной степени осуществляют аналитико-прогнозирующие функции, но они являются во многом вторичными, факультативными.

Поэтому видится оправданной постановка вопроса о необходимости создания на базе существующих информационных систем вузов структур нового уровня, которые можно условно обозначить как интегрированные информационно-аналитические концепции управления вузом. В рамках данных конструкций будут не только автоматизированы многочисленные внутренние процессы деятельности вузов (в известной мере данная задача выполнена существующими информационными системами), но и созданы условия для перехода на качественно иную ступень управления высшими учебными заведениями, базирующуюся на современных информационных технологиях. Следствием такого изменения должны стать повышение оперативности принятия управленческих решений, адекватность принимаемых решений существующим реалиям и прогнозируемым факторам, снижение управленческих издержек, в том числе и финансового плана.

Представляется, что основой для формирования интегрированных систем должны стать методические документы, разрабатываемые под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации в тесном взаимодействии с вузовским сообществом и представителями IT-компаний.

 

Библиография

 

1 См.: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // СЗ РФ. 2009. № 31.Ст. 3923.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
3 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Цель данного исследования — выявление перспектив и стратегических направлений развития институтов гражданского общества в России. Применялись аналитический и другие методы исследования. С учетом взглядов современных ученых сформулировано актуальное определение понятия «гражданское общество».
Добавлено: 06.04.2024
Рассматривается социальное и правовое назначение участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства. Раскрыты атрибутивные признаки безопасности личности, общественной и государственной безопасности и роль граждан в их обеспечении. Обоснована взаимодетерминированность интересов личности, общества и государства в обеспечении обороны страны и безопасности государства.
Добавлено: 06.04.2024
В работе проведен анализ теоретических и практических правовых проблем, обусловленных отсутствием в законодательстве Российской Федерации правовой конструкции, регламентирующей приостановление полномочий выборных представителей населения муниципальных образований.
Добавлено: 06.04.2024
В государстве созидающем одной из важнейших задач ближайшего будущего (в случае адекватного восприятия нами феномена цифровизации и «прорыва в новый технологический уклад») является адаптация социально-экономической и правовой системы к новой геополитической реальности.
Добавлено: 06.04.2024
В статье обосновывается необходимость выделения полицейской функции государства. В доктрине данную функцию игнорируют, подменяя ее другими функциями государства. Авторы отмечают, что полицейская функция не существует изолированно, она логически взаимосвязана с иными функциями государства
Добавлено: 04.03.2024