Реклама
Статья

Некоторые аспекты законодательного регулирования института правительства в Республике Ирландия

Исследуются аспекты законодательного регулирования института правительства в Республике Ирландия.

УДК 342.6(417)

Страницы в журнале: 152-155

 

А.В. Штокало,

аспирант кафедры государственного права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова Россия, Владикавказ alex-shtokalo@bk.ru

 

Исследуются аспекты законодательного регулирования института правительства в Республике Ирландия. Рассматривается один из основных законов Республики Ирландия, регулирующий положения, касающиеся института правительства в Республике Ирландия, — Закон о Министрах и Секретарях 1924 года (Ministers and Secretaries Act 1924) с последующими изменениями и дополнениями.

Ключевые слова: Республика Ирландия, правительство, институт, закон, положение, инструмент, полномочия, министр, департамент.

 

Республика Ирландия представляет собой одну из наиболее интересных стран Вестминстерской системы государственного управления с точки зрения конституционно-правового развития. Правительство Республики Ирландия является основным органом, ответственным за разработку, координацию и реализацию государственной политики, в связи с чем правовое регулирование института правительства в Республике Ирландия заслуживает особого внимания.

В Республике Ирландия основное место среди источников, регулирующих положения, касающиеся института правительства, несомненно, занимает Конституция Республики Ирландия 1937 года (далее — Конституция) [2]. Наряду с Конституцией положения, касающиеся института правительства, находят свое отражение в законах (статутах) Республики Ирландия.

Законы в Республике Ирландия являются эффективным инструментом, позволяющим закрепить на правовом уровне нормативные положения, не урегулированные ранее. Законы Республики Ирландия принимаются Парламентом Республики Ирландия и промульгируются Президентом Республики Ирландия. Основными элементами законов Республики Ирландия являются государственный герб, номер и год принятия, содержание закона, краткое название, полное название, дата подписания Президентом Республики Ирландия, преамбула, статья или статьи (с пометками на полях, которые кратко отражают содержание каждой статьи). Законы Республики Ирландия могут также содержать разделы, главы и приложения.

Одним из основных законов Республики Ирландия, регулирующих положения, касающиеся института правительства, является Закон о Министрах и Секретарях 1924 года (Ministers and Secretaries Act 1924) [8] с последующими изменениями и дополнениями. В документ неоднократно вносились изменения, причем было принято 15 одних только специальных законов о его изменении.

Законом о Министрах и Секретарях регулируются следующие вопросы: установление государственных департаментов; полномочия министров, исходящие из принадлежности министров к единоличным корпорациям (персонифицированным должностям); распределение государственных департаментов между министрами; денежное содержание Президента Исполнительного совета (председателя правительства) и министров; коллективная ответственность Исполнительного совета (правительства); функции и обязанности Генерального Атторнея; полномочия Исполнительного совета по назначению парламентских секретарей, которые с 1977 года были заменены государственными министрами [9]; устройство Совета обороны; полномочия Исполнительного совета в отношении статуторных органов; расходы публичных служб, оплачиваемые из специальных фондов; временное исполнение полномочий одного министра другим; полномочия Исполнительного совета перераспределять публичные службы среди министров; подтверждение аутентичности официальных документов; предоставление актов Исполнительного совета палатам парламента и иные. Законом о Министрах и Секретарях изначально были установлены 11 департаментов, возглавляемых министрами, которые имели соответствующие полномочия, обязанности и функции. Вновь созданные департаменты пришли на смену 47 департаментам, органам и учреждениям, действовавшим в условиях предыдущего режима [3, с. 223].

Одним из принципов Закона о Министрах и Секретарях является принадлежность министров к единоличным корпорациям. Названный принцип закреплен в ст. 2 Закона о Министрах и Секретарях и подразумевает, что каждый из министров имеет бессрочную правопреемственность и официальную печать, а также вправе обращаться в суд с исковым заявлением и отвечать по искам, приобретать, владеть и распоряжаться имуществом и землей для целей возглавляемого им департамента. Этой же статьей регулируются некоторые вопросы, связанные с назначением должностных лиц на должности в департаментах и оплатой их трудовой деятельности.

Интересной особенностью Закона о Министрах и Секретарях является наличие в нем положения, регулирующего вопросы распределения государственных департаментов между министрами, согласно которому Президент Исполнительного совета определяет количество государственных департаментов и министров, которые их возглавляют. Каждый министр может управлять более чем одним государственным департаментом. Таким образом, в настоящее время  имеется возможность расширить сферы деятельности Правительства Республики Ирландия путем увеличения количества департаментов, не нарушая лимита членов Правительства Республики Ирландия, установленного ст. 28.1 Конституции.

Закон о Министрах и Секретарях содержит положения о Генеральном Атторнее, который является советником Правительства Республики Ирландия по правовым вопросам и обычно присутствует на его заседаниях.

Законом о Министрах и Секретарях были учреждены должности Парламентских Секретарей, которые могли быть назначены на должность Исполнительным советом по представлению Президента Исполнительного совета. Парламентских Секретарей могло быть назначено не более семи. Они должны были обязательно являться членами национального парламента и закреплялись за определенным государственным департаментом, причем не допускалось назначать в один и тот же государственный департамент более одного Парламентского Секретаря. Парламентские Секретари слагали свои полномочия в случае отставки Исполнительного совета, прекращения членства в национальном парламенте, а также по решению Президента Исполнительного совета или соответствующего министра.

Закон о Министрах и Секретарях учредил Совет по обороне (Council of Defence), определив его состав и некоторые вопросы, связанные с организацией его деятельности. Согласно документу Совет по обороне должен состоять из Председателя (Министра обороны) и четырех членов, которые могут занимать свои должности не более трех лет подряд. Совет по обороне должен также иметь секретаря. Совет по обороне должен действовать как коллективный орган и нести коллективную ответственность перед Министром обороны по всем возложенным на него вопросам. Впоследствии Совет по обороне был реформирован в соответствии со ст. 11 Закона об обороне 1954 года (Defence Act 1954) [4].

Закон о Министрах и Секретарях содержит также иные положения, часть из которых в настоящее время утратила силу.

В ирландской литературе можно встретить выдержавшие проверку временем оценки роли Закона о Министрах и Секретарях. Так, в своем исследовании центральной администрации и гражданской службы Ирландии, проведенном спустя полвека после принятия Закона о Министрах и Секретарях, известный ирландский ученый, профессор Б. Чабб подчеркивает значительный вклад этого документа в создание условий для радикального сокращения «административных джунглей в направлении единообразия», что вполне соответствует реальному положению вещей [3, с. 221].

С учетом изменений, внесенных в Закон о Министрах и Секретарях, в Республике Ирландия в настоящее время существуют 16 департаментов:

1) Департамент сельского хозяйства, продовольствия и морских ресурсов (Department of Agriculture, Food and the Marine);

2) Департамент искусств, наследия и гэльских территорий (Department of Arts, Heritage and the Gaeltacht);

3) Департамент по делам детей и молодежи (Department of Children and Youth Affairs);

4) Департамент связи, энергетики и природных ресурсов (Department of Communications, Energy and Natural Resources);

5) Департамент обороны (Department of Defence);

6) Департамент образования и профессиональной подготовки (Department of Education and Skills);

7) Департамент окружающей среды, сообщества и местного управления (Department of Environment, Community and Local Government);

8) Департамент финансов (Department of Finance);

9) Департамент иностранных дел и торговли (Department of Foreign Affairs and Trade);

10) Департамент здравоохранения (Department of Health);

11) Департамент занятости, предпринимательства и инноваций (Department of Jobs, Enterprise and Innovation);

12) Департамент юстиции и равенства (Department of Justice and Equality);

13) Департамент государственных расходов и реформы (Department of Public Expenditure and Reform);

14) Департамент социальной защиты (Department of Social Protection);

15) Департамент Премьер-министра (Department of the Taoiseach);

16) Департамент транспорта, туризма и спорта (Department of Transport, Tourism and Sport).

Законодательное регулирование института правительства в Республике Ирландия не ограничивается лишь Законом о Министрах и Секретарях.

Так, Закон об управлении публичной службой 1997 года (Public Service Management Act 1997) [11] предусмотрел новый порядок и структуру управления в целях совершенствования организации, эффективности и прозрачности деятельности департаментов, уточнил пределы ответственности министров за осуществление определенных функций, возложенных на них Законом о Министрах и Секретарях, определил компетенцию Генерального Секретаря департамента в сфере управления департамента, возложил на Генерального Секретаря департамента обязанности по подготовке заявления о стратегии департамента, учредил институт специальных советников Министров Правительства Республики Ирландия и Государственных министров.

Положения, касающиеся института правительства, закрепляются и в иных законах Республики Ирландия: об интерпретации 2005 года (Interpretation Act 2005) [7], о Британско-Ирландском соглашении 1999 года (British-Irish Agreement Act 1999) [1], о свободе информации 1997 года (Freedom of Information Act 1997) [6], об этике на публичной службе 1995 года (Ethics in Public Office Act 1995) [5].

Законы в Республике Ирландия являются важным, гибким и эффективным инструментом, позволяющим детализировать положения, касающиеся института правительства. Статья 28.12 Конституции прямо указывает на основные вопросы, которые должны регулироваться непосредственно законами Республики Ирландия в отношении института правительства: организация и распределение дел между департаментами Правительства Республики Ирландия, назначение ответственных за эти департаменты Министров Правительства Республики Ирландия, освобождение от обязанностей членов Правительства Республики Ирландия во время их временного отсутствия или неспособности осуществлять свои полномочия и денежное вознаграждение членов Правительства Республики Ирландия. Данный перечень не является исчерпывающим, законами Республики Ирландии регулируются и иные вопросы, имеющие отношение к институту правительства.

Как видно из вышесказанного, все основные вопросы, содержащиеся в названном перечне, за исключением денежного содержания членов Правительства Республики Ирландия, закрепляются в Законе о Министрах и Секретарях, что позволяет охарактеризовать этот документ в качестве главного из всех законов Республики Ирландия, регулирующих положения, касающиеся института правительства.

 

Список литературы

 

1. British-Irish Agreement Act 1999. URL: http://www.irishstatutebook.ie/1999/en/act/pub/0001/index.html

2. Constitution of Ireland 1937. URL: http://www.irishstatutebook.ie/en/constitution/

3. Chubb B. The Government & Politics of Ireland. London Oxford New York: Oxford University Press, 1974.

4. Defence Act 1954. URL: http://www.irishstatutebook.ie/1954/en/act/pub/0018/index.html

5. Ethics in Public Office Act 1995. URL: http://www.irishstatutebook.ie/1995/en/act/pub/0022/index.html

6. Freedom of Information Act 1997. URL: http://www.irishstatutebook.ie/1997/en/act/pub/0013/index.html

7. Interpretation Act 2005. URL: http:// www.irishstatutebook.ie/2005/en/act/pub/0023/index.html

8. Ministers and Secretaries Act 1924. URL: http://www.irishstatutebook.ie/1924/en/act/pub/0016/index.html

9. Ministers and Secretaries (Amendment) (No. 2) Act 1977. URL: http://www.irishstatutebook.ie/1977/en/act/pub/0028/index.html

10. O’Toole J., Dooney S. Irish Government Today, 3rd ed. Dublin: Gill & Macmillan, 2009.

11. Public Service Management Act 1997. URL: http://www.irishstatutebook.ie/1997/en/act/pub/0027/index.html

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 13 дней назад
В статье рассматриваются актуальные вопросы применения положений так называемого антисанкционного законодательства (статьи 248.1 и 248.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Целью работы является подготовка рекомендаций, направленных на повышение привлекательности российской юрисдикции, с целью их учета в правоприменительной практике.
Добавлено: 13 дней назад
В статье делается попытка анализа преобразований и юридически значимых решений в образовательной сфере, принимаемых уполномоченными органами власти Российской Федерации для обеспечения развития национальной системы образования вопреки вызовам и угрозам разного характера
Добавлено: 13 дней назад
Развитие отечественного фаунистического законодательства должно быть направленно на разработку федерального кодифицированного нормативного правового акта, интегрирующего в своем содержании нормы и принципы охраны и использования всех объектов животного мира, населяющих и выращиваемых на территории России для хозяйственных и иных целей.
Добавлено: 13 дней назад
Проблема правового регулирования произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, с каждым годом приобретает всё большую остроту по мере роста числа таких произведений
Добавлено: 06.03.2024