В.И. СПИЦЫН,

заместитель начальника правового управления ГУИН Минюста России

 

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, организаций и граждан России по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300 (в наст. время — в ред. от 10.01.2000 г.) была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее — Концепция). Она представляет собой систему взглядов на обеспечение в стране безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности; в ней сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в этой сфере.

Среди угроз, перечисленных в Концепции, особо следует выделить угрозу криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, и рост преступности, в том числе организованной. Основными факторами, способствующими этому, являются: серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности; ослабление системы государственного регулирования и контроля; несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере; снижение духовно-нравственного потенциала общества.

Последствия этих факторов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении последних в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с оргпреступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие изменения форм собственности (зачастую сопровождающегося конфликтами), обострения борьбы за власть на основе групповых и этнических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Отмечается и стремление ряда стран к доминированию на мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынков; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

В этих условиях требуются консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, а также выработка комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

· выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

· усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

· укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

· привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

· расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами — участниками СНГ.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, опираться на поддержку общества.

Анализ общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением безопасности государства в сфере исполнения уголовных наказаний, позволяет сделать вывод о том, что такое обеспечение возможно путем применения административно-правовых, уголовно-исполнительных и иных методов и форм, а также при помощи системы органов и министерств, участвующих в этой деятельности, основными из которых являются Президент, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (в том числе МВД России, ФСБ России, МЧС России, Минюст России и др.).

В складывающихся правоотношениях переплетены практически все функции государства. Даже самый беглый взгляд на эту проблему позволяет выделить в ней аспект безопасности государства, который связан с борьбой с преступностью, применением мер государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и отбывающим уголовные наказания, а также предупреждением совершения ими новых преступлений. Для этого используются вооруженные подразделения, технические средства охраны, специальные средства и др. Иначе говоря, этот аспект безопасности характеризует способность государства и уполномоченных законом федеральных органов исполнительной власти («силовых» ведомств) противодействовать или препятствовать нанесению ущерба безопасности страны в сфере уголовно-исполнительных правоотношений.

Следовательно, система обеспечения безопасности в этой сфере правовых отношений является составной частью системы обеспечения национальной безопасности и инструментом реализации уголовно-исполнительной политики государства, а также концептуальных взглядов и политических установок в области национальной безопасности. Она занимает особое место в системе обеспечения национальной безопасности, под которой понимаются создаваемые и функционирующие в соответствии с законодательством органы государственной власти, силы и средства обеспечения национальной безопасности, общественные и иные организации и объединения, а также граждане, принимающие на законном основании участие в реализации мер по обеспечению национальной безопасности. При этом безопасность основывается на национальных интересах и формируется с учетом имеющихся угроз, под которыми можно понимать «совокупность факторов и условий, создающих возможность столкновения двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия»[1].

Следует отметить, что в связи с этим возникает потребность в систематизации и анализе всех существенно значимых угроз в сфере исполнения уголовных наказаний и их взаимосвязях. Их изучение в науке уголовно-исполнительного права должно базироваться на теоретическом и эмпирическом исследовании и объяснении такого социального явления, как безопасность, ее генезис и динамика, место и роль, связь с другими общественными отношениями, обеспечение и функции. Учитывая разнообразие видов безопасности, возникающих в уголовно-исполнительных правоотношениях, необходимо изучить и предложить конкретные технологии их обеспечения (безопасность национальная, информационная, внутренняя, внешняя, личная, безопасность учреждений и органов УИС, сотрудников и т. д.). Кроме того, изучение угроз на эмпирическом уровне даст возможность анализа и разработки прогностических моделей действий отдельных субъектов уголовно-исполнительных и административно-правовых отношений по обеспечению безопасности. При этом обеспечение безопасности может рассматриваться как определенная идея, концепция, теория, деятельность, процесс, стратегия, тактика, инструментарий, принцип, элементы, метод и т.д., т.е. как сложная, многослойная конструкция со взаимосвязанными элементами на основе принципа диалектического единства.

Особое место в науке занимает системный подход, посредством которого определяется понятийный аппарат, выявляются и анализируются основные факторы, влияющие на безопасность государства, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан и формирующие угрозы. При этом безопасность должна рассматриваться в нескольких аспектах: и «...как состояние (результат), и как процесс обеспечения и поддержания этого состояния»[2]. Таким образом, состояние безопасности будет характеризоваться отсутствием реальной угрозы, а процесс — динамикой параметров безопасности.

Важно классифицировать виды угрозы: для общества в целом и для уголовно-исполнительной системы в частности. Одним из критериев такой классификации являются сферы жизнедеятельности государства и общества: экономические, социальные, политические, правовые, идеологические, нравственные, религиозные, управленческие и др. Соответственно, угрозы можно структурировать в таком же порядке. Так, например, Указом Президента РФ от 29.04.96 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» были сформулированы цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности, угрозы экономической безопасности, критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности страны, определены меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности (мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности России, разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности и деятельность государства по обеспечению его экономической безопасности).

Целью этой стратегии является обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, для социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Реалии настоящего таковы, что без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как в международном плане, так и во внутригосударственном, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний. При этом предотвращение или смягчение последствий действий угроз безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства в целом и уголовно-исполнительной системы в частности.

 

Библиография

1 Архипов М.Г., Кузьмишко К.А., Крюченков А.С. Безопасность — жизненная основа XXI века // Безопасность личности, общества и государства: Сб. докладов и статей. — М., 2002. С. 39.

2 Там же. С. 41.