Реклама
Статья

Некоторые проблемы административно-правового регулирования деятельности участковых уполномоченных милиции

А.В. КОЧКИН, адъюнкт кафедры управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России Анализ российского законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны общественного порядка, показывает, что в настоящее время служба участковых уполномоченных милиции сталкивается с определенными правовыми проблемами. Рассмотрим некоторые из них.

А.В. КОЧКИН,
адъюнкт кафедры  управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России

Анализ российского законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны общественного порядка, показывает, что в настоящее время служба участковых уполномоченных милиции сталкивается с определенными правовыми проблемами. Рассмотрим некоторые из них.
В своей повседневной деятельности участковые уполномоченные милиции могут и должны взаимодействовать с частными охранно-сыскными структурами и службами безопасности. Однако правовые основы для привлечения частных детективов и охранников к участию в охране общественного порядка не отвечают современному уровню развития общественных отношений. Поэтому, на наш взгляд, необходимо расширить права и обязанности сотрудников частных охранно-сыскных структур и служб безопасности по охране общественного порядка. 


Это обеспечит участие сотрудников частных охранно-сыскных структур и служб безопасности в поддержании правопорядка в зоне охраняемых ими объектов. Сотрудники этих структур могут стать для участковых  уполномоченных милиции помощниками, в том числе и в работе в жилом секторе. В настоящее же время участковый уполномоченный, осуществляя работу в жилом секторе, зачастую вынужден в одиночку противодействовать группе правонарушителей.
Особая роль в организации деятельности участковых уполномоченных милиции по охране общественного порядка отводится руководителям отделов и отделений участковых уполномоченных милиции территориальных органов внутренних дел. Они осуществляют повседневное руководство участковыми уполномоченными милиции, контролируют их деятельность, обеспечивают внутреннее и внешнее взаимодействие, несут ответственность за своевременное и качественное рассмотрение участковыми уполномоченными сообщений и заявлений граждан, осуществляют учет служебной деятельности участковых по реализации всех возложенных на них задач и функций, соблюдению ими законности и т. д.
Непосредственное ознакомление с работой руководителей отделов, отделений участковых уполномоченных милиции в территориальных подразделениях органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что роль руководителей службы участковых уполномоченных милиции в территориальных подразделениях органов внутренних дел постоянно повышается. Однако сегодня они лишены ряда полномочий, наличие которых позволило бы более эффективно выполнять возложенные на подразделение участковых уполномоченных милиции задачи. Так, на наш взгляд, следует предусмотреть предоставление в законодательном порядке полномочий начальникам отделов, отделений участковых уполномоченных милиции в территориальных органах внутренних дел по рассмотрению протоколов об административных правонарушениях и принятию по ним процессуальных решений. Соответствующие изменения для этого необходимо внести в ст. 23.3 КоАП РФ.
Анализ практики применения КоАП РФ  участковыми уполномоченными милиции позволяет сделать определенные выводы, направленные на совершенствование административно-правового регулирования их деятельности в сфере охраны общественного порядка.
Так, глава 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» КоАП РФ  содержит 28 составов административных правонарушений, 12 из которых могут быть рассмотрены начальником территориального управления (отдела) органа внутренних дел и его заместителями, и только один (состав правонарушения, предусмотренный ст. 20.1, — мелкое хулиганство) — старшим участковым или участковым уполномоченным милиции.
Тем самым участковый уполномоченный милиции, отвечающий на обслуживаемом административном участке за общественный порядок, самостоятельно может привлечь к административной ответственности только за мелкое хулиганство. Вместе с тем на практике наиболее распространенными являются такие правонарушения, как распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20), появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21), появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22). Рассмотрение же дел об административных правонарушениях и принятие решения по этим составам правонарушений к компетенции старших участковых и участковых уполномоченных милиции законодателем не отнесено.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и адекватное принятие решения, на наш взгляд, — одна из существенных профилактических мер, укрепляющих авторитет участкового уполномоченного милиции в лице жителей административного участка и самого правонарушителя. Непринятие немедленных мер к правонарушителям создает в обществе убеждение в их безнаказанности[1]. Особенно это актуально для участковых уполномоченных милиции, административные участки которых расположены в сельской местности или на значительном расстоянии от территориального отдела внутренних дел.
Таким образом, полагаем, что в перечень административных правонарушений, дела по которым уполномочены рассматривать участковые уполномоченные милиции (п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ), целесообразно включить статьи 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ. При этом участковые уполномоченные милиции при применении административных наказаний обязаны учитывать характер и степень общественной опасности совершенного проступка, личность правонарушителя.
Среди других остро стоящих вопросов административно-правового регулирования деятельности участковых уполномоченных милиции следует отметить отсутствие нормативно закрепленного механизма контроля за исполнением постановления о наложении административного штрафа. Как правило, возникают трудности при взыскании штрафов с лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации.
Кроме того, законодателем до настоящего времени не устранены некоторые противоречия в КоАП РФ. Так, минимальный размер штрафной санкции за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 (мелкое хулиганство), составляет 500 руб. и превышает максимальный размер административного штрафа (300 руб.), который вправе устанавливать старшие участковые и участковые уполномоченные милиции, а также другие должностные лица,  уполномоченные рассматривать дела об указанных правонарушениях согласно п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ.
И это лишь небольшая часть проблем, с которыми участковым уполномоченным милиции приходится сталкиваться на практике и которые остро нуждаются в административно-правовом урегулировании.
 
Библиография
1 См.: Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление, гражданин, ответственность. — Л., 1975. С. 160; Комарова Н.В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в ОВД (милиции): Дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2002. С. 86.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024