Реклама
Статья

Новое в нормативно-правовом регулировании малого и среднего бизнеса

Т.Т. АЛИЕВ, доктор юридических наук, профессор, завкафедрой правосудия и процессуального права Саратовского государственного социально-экономического университета А.В. ФИЛАТОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (г. Саратов)

Т.Т. АЛИЕВ,
доктор юридических наук, профессор, завкафедрой правосудия и процессуального права Саратовского государственного социально-экономического университета 
А.В. ФИЛАТОВА,
 кандидат юридических наук,  доцент кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (г. Саратов)
 
Реформирование системы государственного управления комплексно влияет на:
· развитие рыночной экономики, в свою очередь направленной на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к необходимой им инфраструктуре;
· защиту конкуренции от попыток монополизации;
· защиту потребителей от недобросовестных поставщиков или продавцов товаров и услуг.
 
Следовательно, система основывается на полноте, всесторонности и эффективности правового обеспечения указанных аспектов реформирования, где сектор малого и среднего бизнеса, выступая объектом государственной поддержки, должен считаться также и объектом правового регулирования.
В настоящее время принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ), в соответствии с ч. 1 ст. 27 вступивший в силу 1 января 2008 г., за исключением отдельных положений.
Проблемы незащищенности субъектов малого и среднего бизнеса заключаются в ограниченных размерах материальных ресурсов, в  политике кредитования, в необеспеченности достаточным количеством квалифицированных кадров, отсутствии четких административных процедур, а главное — в наличии на пути развития малого и среднего бизнеса административных барьеров, что связано с предметом регулирования Закона № 209-ФЗ.
Заметим, что предметом данного федерального закона выступают правоотношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Закон № 209-ФЗ определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, видов и форм такой поддержки. Под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), соответствующие условиям, связанным со структурой уставного капитала, средней численностью работников и выручкой хозяйствующего субъекта.
Законом № 209-ФЗ внесены изменения, затронувшие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу, уточнения целей и принципов государственной поддержки, установления особенностей нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства.
И если в отношении уставного капитала требования в целом остались прежними, то в отношении средней численности работников требования изменились: согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ численность должна составлять от 101 до 250 человек для средних предприятий, до 100 человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек).
Причем, согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленных в данном законе предельных значений.
Основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сформулированы в ч. 1 ст. 14 Закона № 209-ФЗ (с учетом обеспечения приоритета правореализационного процесса):
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными и  муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства,  к участию в соответствующих программах;
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
5) открытость процедур оказания поддержки.
При этом согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 209-ФЗ основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
В целом поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства есть деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Вся эта деятельность должна быть направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержки инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.
Причем согласно перечню, приведенному в ч. 3 ст. 14 Закона № 209-ФЗ, поддержка не может быть оказана следующим субъектам малого и среднего предпринимательства:
1) являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющимся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами России, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Если говорить о финансовой поддержке, то она не оказывается лицам, производящим и реализующим подакцизные товары, а также добывающим и реализующим полезные ископаемые, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (ч. 4 ст. 14).
В оказании поддержки по организационному признаку, что следует из положений ч. 5
ст. 14 Закона № 209-ФЗ, должно быть отказано в случаях:
1) если не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
2) если не выполнены условия оказания поддержки;
3) если ранее в отношении заявителя — субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
4) если с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем 3 года.
Одним из негативных аспектов данного нормативного правового акта является неустановление сроков рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, однако дана ссылка, что они должны быть урегулированы федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом законодатель счел необходимым закрепить срок информирования о решении, принятом по такому обращению, в течение 5 дней со дня его принятия.
В результате федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны представлять бесплатно в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по формированию официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, документированную информацию по формам, установленным в целях осуществления федеральных государственных статистических наблюдений, и информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими контрольно-надзорных и других административных полномочий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации сформулированы в ч. 2 ст. 6 Закона № 209-ФЗ следующим образом:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Реализация государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (ст. 7 Закона № 209-ФЗ) регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые могут предусматривать следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенную систему ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов данного Федерального закона меры.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства—получателей такой поддержки. Они вносят записи в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства— получателей поддержки в отношении соответствующих субъектов малого и среднего предпринимательства в течение 30 дней со дня принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки. Порядок ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства—получателей поддержки, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются Правительством РФ. Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства—получателей поддержки, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения исключаются из реестров субъектов малого и среднего предпринимательства—получателей поддержки по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки.
В реестрах в отношении субъекта малого или среднего предпринимательства должны содержаться, как указывается в ч. 2 ст. 8 Закона № 209-ФЗ, следующие сведения:
1) наименование органа, предоставившего поддержку;
2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
4) вид, форма и размер предоставленной поддержки;
5) срок оказания поддержки;
6) идентификационный номер налогоплательщика;
7) дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
8) информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.
Проводимые в стране реформы, в частности административная реформа[1], явились, кроме всего прочего, факторами, определяющими новую государственную политику в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. При этом проблемы несоответствия нормативно-правового регулирования сферы малого и среднего предпринимательства с целями и задачами административной реформы характеризуют необходимость незамедлительного совершенствования и приведения в соответствие с существующими реалиями и интересами отрасли каждого ее направления в отдельности.
Как следствие, необходимы разработка и принятие объективных изменений в рамках нормативно-правового регулирования, отражающих цели и задачи государственного управления, что должно обеспечивать стабильность и эффективность государственной власти в определенной сфере, с учетом формирования новых принципов государственного управления в этой сфере.
Однако многие нормы рассматриваемого закона носят так называемый рамочный, или отсылочный, характер. Они лишь образуют правовую основу для разработки положения о том, что те или иные вопросы регулируются «в порядке, установленном действующим законодательством». С учетом реализации этих положений, уполномоченными органами должны быть разработаны подзаконные акты (инструкции, приказы, письма, методические указания), которые систематически, в процессе изменений, уточнений, дополнений, могут создавать правоприменительные трудности для предпринимателей, формировать коррупционные факторы и обусловливать нарушение законных прав и интересов граждан.
Соответственно, в первую очередь необходимо устранить нормативные основы для создания различных форм проявления коррупции, а затем создать эффективную, качественную систему правового регулирования, охватывающую всю сферу развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
 
Библиография
1 Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 годах».

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
2 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Проблема правового регулирования произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, с каждым годом приобретает всё большую остроту по мере роста числа таких произведений
Добавлено: 06.03.2024
Анализируются положения монографии «Реализация и защита прав граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации» (М., 2024), подготовленной Федотовой Юлией Григорьевной — экспертом в сфере национальной безопасности, кандидатом юридических наук, советником юстиции 3-го класса
Добавлено: 04.03.2024
Применение правового института в виде Фонда компенсации потерпевшим является абсолютно новым для казахстанского законодательства. В статье дается подробная правовая характеристика данного института
Добавлено: 04.03.2024
Уникальная технология искусственного интеллекта становится частью современной жизни человека и общества. Цифровая трансформация проникла на все континенты, включая африканские страны. На Африканском континенте одной из первых стран по внедрению национальной цифровой валюты стала Федеративная Республика Нигерия
Добавлено: 04.03.2024
В статье затронут вопрос о значимости социальной миссии государства в обеспечении прав такой категории граждан, как осужденные, а также обосновывается необходимость развития взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества для осуществления пробации в России
Добавлено: 04.03.2024