Реклама
Статья

Особенности обеспечения имиджа и престижа профессий сотрудников правоохранительных органов

А.А. ВОРОНОВ, доктор юридических наук, профессор Российской академии адвокатуры и нотариата, С.В. НИКИФОРОВ, соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Российского нового университета, Р.Н. ФЕОКТИСТОВ, аспирант кафедры инновационных систем, информатизации и безопасности Воронежского института высоких технологий В рамках проведения в России масштабных реформ: судебной системы, правоохранительных органов, коренного изменения действующего законодательства — рассматриваются вопросы повышения имиджа и престижа профессий сотрудников правоохранительных органов.

УДК 35(075.8)

Страницы в журнале: 54-59 

 

А.А. ВОРОНОВ,

доктор юридических наук, профессор Российской академии адвокатуры и нотариата,

 

С.В. НИКИФОРОВ,

соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Российского нового университета,

 

Р.Н. ФЕОКТИСТОВ,

аспирант кафедры инновационных систем, информатизации и безопасности Воронежского института высоких технологий

 

В рамках проведения в России масштабных реформ: судебной системы, правоохранительных органов, коренного изменения действующего законодательства — рассматриваются вопросы повышения имиджа и престижа профессий сотрудников правоохранительных органов. Обосновываются выводы о существующих проблемах и даются рекомендации по их решению.

Ключевые слова: правоохранительные органы, имидж, престиж, права и свободы, реформа.

 

Features of maintenance of image and prestige Trades of employees law enforcement bodies

 

Voronov A., Nikiforov S., Feoktistov R.

 

Within the limits of carrying out in Russia scale reforms: judicial system, law enforcement bodies, a current legislation basic change questions of increase of image and prestige of trades of law enforcement officers are considered. As a result of the analysis conclusions become and recommendations are made.

Keywords: law enforcement bodies, image, prestige, the rights and freedom, reform.

 

Деятельность всех живущих и трудящихся ныне людей, стремящихся достичь в обществе своих целей, это — часть системы отношений, складывавшихся веками; совокупность принципов общественной нравственности, которые человек обязан учитывать и уважать; отражение господствующих в социуме идей, теорий и взглядов, сопровождающих каждый жизненный и трудовой процесс. Именно поэтому положительное мнение о личном составе правоохранительных органов, об их служебной деятельности, уважение, одобрение и поддержка населения могут возникнуть лишь тогда, когда эта деятельность будет соответствовать духу национальных традиций, нормам нравственности, укоренившимся в обществе, иными словами, если применительно к реалиям нашей страны она будет органической частью российского образа жизни, менталитета.

Приоритетным направлением внутренней политики на современном этапе общественного развития является формирование в нашей стране правового государства. На этом пути возникает множество трудностей и проблем, среди которых особо стоит отметить правовой нигилизм и, как следствие, недоверие граждан к правоохранительным органам. В условиях построения в Российской Федерации правового государства, укрепления демократического общества и развития рыночной экономики значение правоохранительных органов возрастает, без них невозможна эффективная защита прав, свобод и законных интересов граждан, предпринимателей, всех физических и юридических лиц.

Главная суть деятельности правоохранительных органов обнаруживается непосредственно в их названии: это исполнение важнейшей конституционной обязанности государства — охрана и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Все прочие функции — охрана общественного порядка, собственности, борьба с преступностью, пресечение антиобщественных появлений и др. — являются элементами этой важнейшей обязанности. И сами правоохранительные органы, в свою очередь, представляют собой элемент, ту властную структуру государства, которая должна быть гарантией права как системы социальных норм и отношений, организующей нормальную жизнедеятельность общества.

Для того, чтобы соответствовать своему истинному назначению в обществе, сотрудник правоохранительных органов, будь то дознаватель, следователь или прокурор, должен стать носителем высокой профессиональной культуры, которая проявляется прежде всего в его профессиональной компетентности. Он должен быть всесторонне образованной личностью, достойной уважения, обладать не только мужеством, решительностью, но и другими профессионально важными качествами, от которых зависит его способность к эффективной профессиональной деятельности.

Проблема обеспечения имиджа (внешнего образа, несущего отпечаток профессии) и престижа (авторитета, влияния) профессий сотрудников правоохранительных органов актуальна сегодня, как никогда. И это связано в первую очередь с тем, что кардинальное реформирование правоохранительной и судебной систем, принятие новых законов выдвинули главным тезисом защиту прав граждан.

В разработке проблемы обеспечения имиджа особенное внимание необходимо уделить сотрудникам полиции, поскольку основное назначение этого правоохранительного органа — охрана общественного порядка, борьба с преступностью, предупреждение преступлений, перевоспитание и реабилитация правонарушителей и преступников, т. е. те сферы, которые непосредственно связаны с обществом и безопасностью граждан. Однако эта проблема в равной степени касается и представителей других профессий  правоохранительной системы (прокуратуры, следственных органов, системы исполнения наказаний, органов таможенного контроля, службы судебных приставов, МЧС, а также судов).

Полиция, согласно современным определениям, это «силовой» компонент исполнительной власти, предназначенный для выполнения правоохранительных функций. В демократических государствах полиция рассматривается как одно из звеньев исполнительной власти, призванное обеспечить реализацию законов, относящихся к сфере ее деятельности, и решение задач правосудия.

В современном цивилизованном демократическом обществе полицейская служба представляет собой очень сложную деятельность, требующую интеллекта, силы характера, смелости, но прежде всего — подлинного желания служить гражданам в интересах личности, государства и общества в целом. Полицейские должны: способствовать улучшению качества жизни граждан, применяя в случае необходимости достаточные силовые средства и методы; уметь распознавать ситуации, когда следует применить неформальное принуждение в виде совета или предостережения вместо ареста или преследования; всегда действовать без предубеждений, с сочувствием к людям и в соответствии с законом.

Коренные преобразования в органах внутренних дел не должны ограничиваться ребрендингом милиции в полицию и повышением заработной платы сотрудников. Изменившаяся роль полиции в обществе требует, чтобы сложившиеся у граждан негативные стереотипы были сломлены, чтобы на смену им пришли новые, положительные представления о сотруднике ОВД. В настоящее время проблема создания необходимого имиджа и поддержания должного престижа полицейской деятельности должна постоянно находиться в фокусе общественного внимания. Значимость роли полиции, ее авторитет в обществе и привлекательность полицейской профессии в сознании граждан создаются в первую очередь признанием статуса полицейских государством и в предоставлении им определенного рода гарантий. Действующее законодательство в этом отношении предусматривает достаточно серьезный комплекс гарантий и материальных стимуляторов. Сегодня необходимо привлекать на полицейскую работу способных и развитых людей, в том числе специалистов из гражданских сфер с высоким уровнем образования. К сожалению, в настоящее время у многих прослеживается в качестве ведущего мотива желание получить юридическое или иное образование в ведомственной системе, чтобы затем, имея диплом, уйти в другие сферы деятельности. В образовательные заведения внутренних дел граждане должны поступать для того, чтобы потом работать в полиции, хотя мотивы поступления на учебу могут быть самые разные. Полицейская служба дает моральное удовлетворение, так как позволяет осуществлять, хотя и в определенных пределах, государственную власть. В то же время есть и другие мотивы, так как поступление на службу в полицию повышает социальный статус гражданина, улучшает его материальное положение, обеспечивает социальные гарантии и стабильность.

Все усилия общества и государства приносят пользу лишь в том случае, если сами сотрудники полиции служат примером исполнения законов. Наше население, являясь налогоплательщиками, на чьи деньги содержится полицейский аппарат, справедливо требует от стражей порядка надлежащей исполнительности и законности. Именно поэтому должны постоянно изыскиваться средства и ресурсы для повышения качества полицейской службы и профессиональной подготовки, а полицейские, в свою очередь, должны дорожить своей репутацией и службой, дающей им различные социальные блага, стремиться выполнять свой служебный долг безупречно.

Повышению авторитета правоохранителей в обществе способствует также умение вежливо общаться с различными категориями лиц, чему их необходимо специально обучать, проводить тренинги для сотрудников полиции по методам эффективной коммуникации с представителями национальных меньшинств, с психически неуравновешенными людьми, пожилыми гражданами и т. д.

Важнейшим, с нашей точки зрения, следует считать вовлечение в процесс обеспечения имиджа сотрудников правоохранительных органов средств массовой информации: телевидения, радио, печатных изданий.

СМИ должны представлять на суд общественности правдивую и качественную информацию о полиции, суде, прокуратуре и других правоохранительных органах, усиливая тем самым достаточно впечатляющую картину о деятельности стражей порядка и воспитывая граждан в духе уважения закона и личности. Все затраты на это не пройдут даром и, как результат, с образом стража порядка станут связывать такие положительные, заслуживающие уважения личностные качества, как интеллектуальность, инициативность, бесстрашие, справедливость, решительность, а также физические достоинства — выносливость, тренированность, мужество, стойкость.

Алгоритмы взаимодействия правоохранительных структур с общественностью и СМИ имеют свои особенности, вытекающие из их правового статуса, однако общие принципы одинаковы и характерны для всех органов государственной власти Российской Федерации. Вовлечение широкой общественности в решение задач укрепления законности — одно из важнейших направлений деятельности правоохранительных и судебных органов. Вопрос

о собственных эффективных каналах связи с общественностью, организационно-правовых формах ведомственного информационного воздействия, о выработке навыков успешной практики поддержания конструктивного диалога приобрел в этой связи особую универсальную актуальность. Без квалифицированного разрешения указанных проблем, без понимания специфики деятельности правоохранительных органов и механизмов функционирования различных институтов гражданского общества эффективное противодействие преступности невозможно.

Используя потенциал СМИ, полиция, прокуратура, следственный комитет, суды во многом способствуют решению таких задач, как правовое воспитание граждан, утверждение их равенства перед законом, предупреждение преступности и в конечном итоге — укрепление законности.

В контексте обеспечения деятельности правоохранительных органов СМИ продуцируют массовую коммуникацию как неотъемлемую составную часть этой деятельности, выраженную в следующих основных функциях:

— собственно информационной (освещение, комментирование событий);

— образовательной (формирование мировоззрения работников правоохранительных органов, граждан, законодателя);

— инновационной (инициирование изменений посредством постановки проблем, привлечения к ним внимания правоохранительных органов и других органов власти);

— критики и контроля (относительно состояния исполнения законов, соблюдения прав и свобод человека);

— оперативной (информирование правоохранительных и контролирующих органов);

— превентивной (формирование общественного мнения о недопустимости правонарушающего поведения).

СМИ — один из основных источников информации о жизни государства, о действующих законах у подавляющего большинства населения России. Они оказывают значительное влияние на формирование и распространение общественного мнения, становясь своего рода проводниками мировоззрения, идеологии, социальных ценностей, способны в известной степени «конструировать» действительность. Трудно переоценить значение СМИ в утверждении адекватного общественного мнения о праве и правосудии, о преступности и мерах борьбы с ней, о делах и людях, работающих в правоохранительных и судебных органах. Действенность печати, радио, телевидения связана с широтой охвата событий, с углом зрения, под которым подается материал, с оперативностью, многообразием форм и методов информационного воздействия[1].

При разработке эксклюзивных имиджмейкерских технологий, предназначенных для повышения престижа правоохранительных органов в том или ином регионе, необходимо всесторонне учитывать общественное мнение и максимально использовать поддержку проживающего там населения.

Создание должного имиджа и повышение престижа требуют внимания ко всем сторонам формирования положительного восприятия населением стражей порядка. И здесь важны все составляющие. Например, многие исследователи отмечают большое значение внешнего вида полицейского. Респектабельный внешний вид говорит о хорошем материально-техническом состоянии дел в полиции, о самодисциплине полицейского, его уважительном отношении к своему долгу и окружающим, что вызывает у населения доверие и желание взаимодействовать с органами правопорядка.

Таким образом, в процессе совместных согласованных усилий государства, полиции, самих граждан и в результате целенаправленного вложения значительных финансовых, материально-технических средств в цивилизованном обществе должен быть создан привлекательный и респектабельный имидж образованного, культурного, честного, справедливого полицейского-профессионала, имеющего высокий авторитет у населения и гордящегося своей профессией. Имидж в данном случае становится фактором, способствующим успеху решения правоохранительными органами своих задач, но в то же время и улучшению качественного их состава.

Нельзя оставлять без внимания также проблему профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов[2]. Такая деформация часто проявляется в усвоении привычек поведения уголовной среды (употреблении жаргонных выражений, кличек и т. д.), в изменении отношения к правонарушителям в диапазоне от полного неприятия до всепрощения, в случаях неслужебной связи с уголовно-преступными элементами, в фактах коррупции и т. п. Профессиональная деформация оказывает влияние на мотивацию служебного поведения некоторых сотрудников ОВД, предпочитающих избегать прямого противоборства с преступниками, под надуманными предлогами уклоняющихся от участия в задержании вооруженных преступников, идущих на незаконные компромиссы с правонарушителями. Специфика деятельности правоохранительных органов состоит в том, что она нередко осуществляется в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжена с повышенной ответственностью человека за свои действия, с необходимостью общаться с разнообразным контингентом граждан, с психическими и физическими перегрузками, что требует от сотрудников решительных действий, способности пойти на риск и т. д. Эти особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики индивидов и могут приводить к развитию у них профессиональной деформации. В наиболее общем виде следствием развития данного феномена могут стать такие поведенческие проявления, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой[3]. Минимизация таких негативных проявлений в профессиональной деятельности представителей правоохранительной системы существенным образом влияет на формирование их имиджа.

В последнее время полезным становится обращение к духовным истокам поведения, что не случайно. Значение нравственных установок в формировании стереотипов поведения сомнений не вызывает. Нормы нравственности, в отличие от правовых, не навязываются индивиду извне — они естественны, составляют часть его внутреннего мира и, казалось бы, во внешнем контроле не нуждаются. Совесть — главный контролер нравственного поведения. В сложных случаях на помощь совести приходит общественное мнение, оценки которого важны для каждого, кто дорожит добрым именем и репутацией[4].

Примечательно, что почти на протяжении столетия в различных документах, непосредственно связанных с деятельностью российской полиции, встречается указание на то, что одной из ее главных задач является «охранение добрых нравов», сохранение нравственной целостности общества.

Положительные нравственные чувства сотрудников правоохранительных органов играют важную роль в их служебной деятельности, в общении с населением, создании здорового морально-психологического климата в служебном коллективе, в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал сотрудник, если он груб, заносчив, раздражителен, мстителен, черств,  его объективно положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта либо даже будут использованы во вред интересам дела, коллектива.

Не будет лишним обратиться к принципам морально-этического поведения сотрудников правоохранительных органов ведущих зарубежных государств[5]:

— из морально-этического кодекса полицейского США: «Как офицер полиции, я считаю своим основным долгом служить человеку, охранять жизнь и собственность моих сограждан, защищать доверчивых от обмана, слабых — от угнетения и запугивания, мирных граждан — от насилия и беспорядков, уважать конституционные права всех людей на свободу, равенство и справедливость. В своей личной жизни я обещаю быть примером для других: буду мужествен и спокоен перед лицом опасности, буду стараться сдерживать свои чувства и постоянно заботиться о благосостоянии других. Буду честным в мыслях и поступках, личных и служебных делах, я буду беспрекословно исполнять законы моей страны и служебные инструкции»;

— из кодекса деонтологии национальной полиции Франции: «Сотрудник национальной полиции честен, неподкупен и беспристрастен. Он ни при каких обстоятельствах не поступается своим достоинством. Будучи призванным служить обществу, сотрудник полиции должен являть собой образец поведения. Он должен относиться с уважением к любому гражданину, независимо от его происхождения и национальности, его социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений»;

— из этического кодекса полицейского ФРГ: «Главная обязанность полиции — защищать права и достоинство человека, его честь»;

— из положения об этических принципах полицейской службы Великобритании: «Будучи сотрудником полицейской службы, я всегда стремлюсь: проявлять самоконтроль, терпимость, понимание и вежливость при моих контактах с людьми, как находящимися на службе в полиции, так и вне ее; способствовать соблюдению прав человека, согласно которым каждая личность является единственной и неповторимой, и проявлять уважение и сочувствие по отношению к ним».

Отметим, что определяющими условиями деятельности зарубежной полиции, других правоохранительных органов являются приоритет личности, законность, моральная чистота и справедливость. В этой связи у сотрудников правоохранительных органов необходимо воспитывать такие нравственные качества, как:

— трудолюбие, добросовестное отношение к делу, дисциплинированность и ответственность;

— принципиальность, честность, правдивость, искренность, скромность;

— забота о человеке, гуманизм, способность к сопереживанию;

— уважительное и доверительное отношение к людям в сочетании с требовательностью, непримиримостью к нарушениям норм нравственности;

— благородство и порядочность, чувство собственного достоинства;

— высокая культура поведения, непримиримое отношение к хамству, грубости, хулиганству, пьянству, бестактности, лицемерию и обману;

— добросовестное исполнение служебного долга и своих профессиональных функций;

— уважение к общественному долгу и неуклонное его исполнение;

— выдержанность в отношениях с гражданами, на службе и в быту;

— гражданское мужество, готовность противостоять любым нарушениям законности, решительность и твердость в защите интересов общества и прав граждан.

В заключение приведем выдержку из сочинения И. Канта «К вечному миру», который отмечал, что «и любовь к человеку, и уважение к праву людей есть долг; первое, однако, только обусловленный, второе же, напротив — безусловный, абсолютный повелевающий долг; и тот, кто захочет отдаться приятному чувству благосклонности, должен вначале полностью убедиться, что он не нарушил этого долга»[6].

Дело в том, что ни у кого из нас жизнь не состоит только из добродетелей либо только из грехов — всегда найдется и то и другое. Неотъемлемые качества личности нормального человека — милосердие, стремление помочь, защитить, отдавать. И человек, если он хочет оправдать свое существование (неважно, какую профессию он избрал), должен в первую очередь научиться творить добро, помогать людям. Он должен перейти от безудержного потребления, от потребности брать, отнимать, эксплуатировать к желанию и стремлению давать, созидать, помогать, строить окружающий его мир. Заповедь милосердия, справедливости, помощи и защиты, любви к ближнему — одна из главнейших заповедей передовых морально-нравственных учений. Помня об этом постоянно и следуя данным принципам, можно надеяться не только на формирование положительного имиджа профессии, но и на эффективно функционирующую правоохранительную систему, вызывающую доверие и уважение граждан.

 

Библиография

1 Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина: Метод. пособие / [В.Г. Бессарабов и др.]; Акад. Ген. прокуратуры РФ. — М., 2010. С. 13.

2 См.: Воронов А.А. Проблемы профессиональной деформации и информационной безопасности в адвокатской деятельности // Современное право. 2005. № 4. С. 58—63.

3 См.: Караваев А.Ф. Профессиональная деформация личности // Право и образование. 2005. № 3. С. 172—187.

4 См.: Бойков А.Д., Мирзоев Г.Б. Этика адвоката. — М., 2007 . С. 5.

5 См.: Этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. — М., 2003. С. 507.

 

6 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. — М., 2001., Т. 1. С. 475.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена рассмотрению судебно-экспертных учреждений в отдельных зарубежных странах (Федеративной Республике Германия, Франции, Португалии и др.) с целью выявления наиболее эффективных и отвечающих последним требованиям общества механизмов функционирования и инструментов осуществления судебно-экспертной деятельности
Добавлено: 03.12.2023
Целью статьи является разработка предложений по совершенствованию правовых механизмов обеспечения социальной солидарности в России.
Добавлено: 03.12.2023
Большинство антикоррупционных механизмов носит в той или иной степени ограничительный характер реализации прав и свобод граждан, в связи с чем в конституционно-правовом аспекте актуален вопрос о соответствии подобного рода ограничений требованиям Конституции РФ.
Добавлено: 07.10.2023
Предметом работы стали административно-правовые механизмы реализации политических прав и свобод граждан в системе обеспечения национальной безопасности
Добавлено: 04.09.2023
Автор исследует роль института наказов избирателей как средства выстраивания модели конструктивного взаимодействия населения с органами публичной власти, основанного на взаимном доверии как конституционной ценности
Добавлено: 04.09.2023