Рецензия на: А.Г. Залужный. «Право. Религия. Закон». — М., 2008

В.С. АФАНАСЬЕВ,
доктор юридических наук, профессор Академии управления МВД России, заслуженный юрист Российский Федерации

Книга А.Г. Залужного посвящена важной и актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане теме — правовому регулированию и надзору над законностью в сфере отношений государства и религиозных объединений.
Актуальность темы связана прежде всего с тем, что свобода совести и вероисповедания является одним из основных прав человека и гражданина, а реализация этого права приобрела в современных условиях особую значимость, поскольку существенно изменился социальный статус религии, возросла ее роль в жизни общества и влияние на происходящие в обществе процессы. Вместе с тем возросло и число конфликтов как между различными конфессиями, так и между религиозными объединениями и органами государства и местного самоуправления. 

 
Зафиксировано немало нарушений законности со стороны граждан и религиозных объединений, а также со стороны органов государственной и муниципальной власти.
Есть недостатки в законодательстве, регулирующем эти отношения, и на практике при реализации соответствующих норм и осуществлении надзора над законностью их применения имеются определенные сложности.
Вместе с тем многие проблемы в этой сфере в юридической науке остаются недостаточно исследованными. Отсутствуют комплексные, общетеоретические работы по данным вопросам. Существенный вклад в решение этих задач вносит рецензируемая монография, раскрывающая важные аспекты указанных проблем.
Основные выводы монографии не вызывают сомнений и будут полезны как для дальнейших теоретических исследований, так и для практической работы в сфере отношений государства и религиозных объединений. В этой связи научный и практический интерес представляют такие положения и выводы работы, как характеристика истории взаимовлияния религиозных и правовых норм; предложения, связанные с концепцией отношений государства с религиозными объединениями, с характером диалога государственных органов с указанными объединениями и с совершенствованием законодательства в данной сфере общественных отношений; автор предлагает также меры по усилению прокурорского надзора. Кроме того, работа содержит анализ положения дел в России с соблюдением требований законодательства о свободе совести и др.
Несомненным достоинством монографии является тесная связь теории с реальной действительностью.
Анализ проблемы осуществлен комплексно с позиций как общей теории права и государства и отраслевых юридических наук, так и теории прокурорского надзора. Использованы труды юристов, историков, философов, в том числе религиозных.
Все это позволило показать пути и перспективы дальнейшего совершенствования системы, обеспечивающей реализацию гражданами своего права на свободу совести и вероисповедания, получить достоверные, объективные результаты, обосновать внесенные предложения, определить многие существенные причины имеющихся нарушений и основные направления деятельности по решению задач, связанных с реализацией указанного права.
Достоинствами монографии являются логичность построения, четкость и последовательность изложения, хорошее оформление работы.
При этом наряду с отмеченными и другими достоинствами работы она, по нашему мнению, содержит ряд спорных положений.
В частности, автор справедливо отмечает, что в советский период, несмотря на то, что свобода совести и вероисповедания Конституцией СССР декларировалась, в связи с общей антирелигиозной направленностью государственной политики права верующих нарушались.
В настоящее время имеет место обратное положение: при декларировании Конституцией РФ права «распространять религиозные и иные убеждения» фактически нарушается право на ведение атеистической пропаганды.
Кроме того, хотя формально все конфессии признаны равноправными, это равноправие фактическим не является, да и не может быть реальным.
Автор правильно пишет о взаимосвязи религиозной и правовой регулятивных систем, о возможностях их взаимодействия. Однако, как представляется, эти связи в условиях светского государства не являются прямыми, они опосредованны, обусловлены общими нравственными основами религиозных и правовых норм.
А в случае противоречий между нормами права и религии безусловным приоритетом должны обладать нормы права (исключением являются государства, относящиеся к семье религиозных правовых систем). Поэтому автор напрасно упрекает государство советского периода в «безусловном подчинении религиозных норм государственно-правовым». Думается, что это нормально для любого светского государства. Необходимая же согласованность между этими видами социальных норм должна обеспечиваться (в рамках возможного и целесообразного) на стадии правотворчества.
Спорными представляются и некоторые другие положения монографии.
Так, А.Г. Залужный полагает, что «многоконфессиональность, объективно увеличивая необходимость правового регулирования, выступает фактором укрепления законности на основе права…». Да, действительно, многочисленность конфессий в нашей стране объективно увеличивает число норм, регулирующих отношения, связанные с религией. Однако появление каждой новой нормы права обычно влечет необходимость обеспечить ее соблюдение, исполнение, т. е. требует дополнительных усилий по обеспечению законности.
Автор безусловно прав, полагая, что межконфессиональные конфликты могут быть успешно решены только на основе правовых норм. Однако возможности права, видимо, все же ограничены, например, применительно к конфликтам, имеющим чисто религиозную основу (порядок отправления тех или иных обрядов, противоречия в толковании священных книг и т. п.).
Следует отметить, что высказанные замечания носят в основном дискуссионный характер, могут служить основанием для научного обсуждения и не снижают высокой оценки проделанной автором работы и полученных результатов. Рецензируемая монография является качественным научным трудом, ознакомление с которым широкого круга читателей было бы весьма желательным и полезным.