Ш.С. ШУШАНИЯ,

аспирант РАГС

 

Автор аргументировано обосновывает необходимость реформирования системы государственной поддержки материнства и детства с использованием дифференцированного подхода к учету типа и формы семьи.

Ключевые слова: семья, государственная поддержка материнства и детства.

 

Problems of a differentiated approach to the integration of family forms and features,

with the support of family, motherhood and childhood in Russia

S. Shushanja

 The author arguments justifies the need to reform the system of state support for mothers and children using a differentiated approach to recording the type and form of the family.

 Keywords: family, government support of motherhood and childhood.

 

В  России сильны традиционные представления, согласно которым назначение женщины — это семья, быт, рождение и воспитание детей. Поэтому главная задача государства — создание условий для поддержки материнства и детства, что обеспечит определенные социальные гарантии функционирования семьи в интересах общества. Без установления четких правил игры для всех заинтересованных сторон невозможно повысить прозрачность государственной ответственности. В данной ситуации государству необходимо осознавать свою социальную ответственность за судьбу семьи и народа.

Главный смысл социальной ответственности со стороны государства перед семьей состоит в том, что любое преобразование должно обеспечить не просто выживание, а способствовать развитию и процветанию семьи в изменяющихся, условиях, т.е. оказать ей поддержку. Поддержка должна быть адресной и соответствовать потребностям человека.

Проблема определения понятия «семья» тесно связана с проблемой классификации семей, которая является в отечественной и зарубежной науке не менее дискуссионной. Известны различные формы и модели семьи, специфика которых зависит от этапа развития общества. Условно можно все формы семьи разделить на традиционные и современные, или модернизированные.

Традиционная семья существовала на протяжении нескольких тысяч лет. В качестве ее основных признаков можно выделить следующие:

—жесткая сегрегация социально-половых ролей и функций, связанных со стереотипными видами деятельности;

—патриархальная иерархия с закреплением власти домохозяина над имуществом, деятельностью, а иногда и жизнью домочадцев;

—сложная структура семьи с совместным проживанием в одном домохозяйстве супружеских пар нескольких поколений с детьми;

—сосредоточение всех жизненных функций в семье, участие в их исполнении всех домочадцев, вовлеченность женщин исключительно в домашнюю занятость;

—не лимитируемый в основном характер репродуктивного поведения, рождаемость на уровне естественной фертильности.

Одной из функций современного социально ориентированного государства является помощь семье, воспитывающей детей. Реализация этой функции должна учитывать меняющиеся условия. В частности, под влиянием экономических, социальных, демографических факторов появляются новые типы семей, которые не являются традиционным объектом помощи.

В советский период подход был категориальный, не учитывающий уровень жизни семьи.

Изменения системы оказания помощи, произошедшие в 90-е годы XX века, были обусловлены экономическим кризисом, затронувшим все сферы общества. В сфере семьи он проявился в аномии, выразившейся в распаде традиционных семейных ценностей. В этот период параллельно идут два процесса: с одной стороны, кризис семьи, а с другой — кризис семейной политики, проявившийся:

—в сокращении финансирования данной сферы;

—в сокращении инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений;

—во введении платности в образовательной системе.

Система государственной поддержки материнства и детства, не менявшаяся с 90-х годов XX века, остро нуждается в реформировании. Можно говорить о двух аспектах, нуждающихся в реформировании: пособия и оказание поддержки новым типам семей.

Тенденции, которые сегодня можно наблюдать в семейной сфере, не могли не привести к появлению огромного количества семейных форм. В основу типологии семей могут быть взяты следующие критерии:

1. Количество поколений, представленных в семье.

Бинуклеарная семья. Такая семья появляется в результате развода, когда каждый из супругов создает новую семью. В результате у ребенка оказывается 4 родителя (2 родных и 2 неродных), между которыми поддерживаются отношения, и он периодически живет с теми и другими. Иногда обе семьи совместно проводят досуг. Редкими являются случаи, когда ребенок активно общается с обоими неродными родителями. Как правило, тесные взаимоотношения завязываются только с одним из них, мачехой или отчимом.

2. Количество детей в семье.

Бездетные семьи. Они состоят только из супругов без детей. Либо по состоянию здоровья супруги не могут иметь детей, либо они сознательно не желают иметь детей, например, посвящая свою жизнь профессиональной деятельности. В 1970-1990 гг. XX века бездетные семьи были редким явлением и вызывали сострадание и жалость со стороны окружающих. В большинстве случаев семья не могла иметь детей по состоянию здоровья супругов. Сегодня все чаще понятие «бездетный брак» используется в повседневной жизни. Осуждение данного явления в обществе ослабло. В качестве причины появления бездетного брака называется реализация супругами своих профессиональных планов.

Многодетные семьи. На сегодняшний день это семьи, воспитывающие трех детей. В 70-80-е годы XX века многодетной считалась семья, воспитывающая пятерых и более детей. Доля семей данного типа в России в настоящее время очень незначительна 6,6%. В сложившихся социально экономических условиях многодетность обеспечивает автоматический переход семьи в разряд малообеспеченных.

Семьи, воспользовавшиеся услугами суррогатной матери. В настоящее время в России 5,5 миллионов супружеских пар не могут завести детей из-за бесплодия. А сколько из них решаются прибегнуть к помощи суррогатной матери - такой статистики пока нет. Под суррогатом (лат. surrogatus — поставленный вместо другого) понимают заменитель, обладающий некоторыми свойствами заменяемого. Суррогатная мать - это здоровая женщина, согласная на основе соглашения (договора) после искусственного оплодотворения выносить и родить ребёнка для другой семьи. Зачатие происходит в условиях специализированного медицинского учреждения (без полового акта), для чего могут использоваться как яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары, так и доноров. На данный момент в мире родилось порядка 1500 детей от суррогатных матерей.

3. Признак благополучия семьи.

Главный критерий данной классификации - насколько семья справляется с выполнением своей воспитательной функции. Наиболее распространенными индикаторами соответствующего неблагополучия обычно выступают такие факторы, как постановка подростков на учет в милиции, пропуски ребенком занятий в школе, участие детей в деятельности сомнительных группировок, занятие детским трудом, например мытье машин. В настоящее время к перечисленным условиям можно добавить еще и сложное экономическое положение семей.

Интересную классификацию семей предложил известный социолог М.С. Мацковский.

Маргинальная семья, имеющая люмпенизированный характер. В силу разных причин она не может осуществлять свои основные функции, создать нормальные условия для социализации детей. Как правило, ее отличают крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя, наркотиков, плохие жилищные условия, болезни. По данным социологических исследований, в большинстве таких семей нет условий, пригодных для роста и развития детей. Они часто не имеют спального места, комплекта постельного белья, уголка для игрушек и рабочего стола для занятий.

Кризисная семья. Такая семья находится за чертой бедности, имеет проблемы, связанные с физическим выживанием. В современном обществе это категория семей, в которых на каждого человека приходится менее одного прожиточного минимума.

Благополучная семья. Семья может решить свои проблемы без внешней помощи, но она не в состоянии пользоваться дорогостоящими услугами.

Процветающая семья. Семья, относящиеся к данной категории, имеют высокие доходы, позволяющие реализовать все виды дорогостоящих услуг. Сегодня такие семьи можно отнести к категории богатых. Согласно градациям уровня жизни населения, к категории богатых относят семьи, в которых доход на одного человека составляет 5 и более прожиточных минимумов, что позволяет им пользоваться всевозможными благами общества.

Интегральный показатель благополучия семьи, который М.С. Мацковский берет за основу классификации — уровень дохода и благосостояния.

Экономическая состоятельность не всегда обеспечивает беспроблемное функционирование семьи, и на первый план часто выходят социально-психологические и педагогические проблемы.

Мы предлагаем рассматривать благополучие как комплексный индикатор, имеющий кроме экономического аспекта физический, эмоциональный, и считаем, что в этой части классификацию можно дополнить.

Социально-психологическое и педагогическое неблагополучие.

Неполные семьи, благополучные в материальном отношении. Чаще всего это женщины, воспитывающие ребенка или детей в одиночку, но имеющие достаточный доход. Многие из женщин с высоким материальным и профессиональным статусом сознательно не стремятся к созданию семьи с мужчиной, имеющим более низкий социальный статус, а также, если последний не в состоянии содержать, ее и ребенка. Самой женщине оказывается проще содержать ребенка, а не мужа.

Семьи, в которых длительное время отсутствует один из родителей (работающие вахтовым методом, находящиеся в длительной командировке). Заработная плата, которую получают за данный вид работы с длительным отсутствием дома позволяет мужчине содержать свою семью. Но отсутствие отца и занятость женщин на работе создают проблемы в воспитании детей.

 Физическое неблагополучие.

Семьи, воспитывающие детей с диагнозом СПИД. В России официально зарегистрированы 10 тысяч ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом детей. Однако реальная цифра, отображающая данную ситуацию, по данным специалистов, занимающихся этой проблемой, в два-три раза больше.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Главная задача при организации поддержки этой семье заключается в обеспечении возможности вести ребенку-инвалиду образ жизни, соответствующий его возрасту. А для этого необходимо максимально приспособить ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания. Недостаточно решенной остается проблема обучения детей-инвалидов, в то время как обучение с учетом последующей профориентации является важным направлением в «выравнивании возможностей» инвалида с другими членами общества, восстановлении утраченных ими способностей для приобретения экономической независимости.

Семьи, воспитывающие недиагностированных детей, отклонения в развитии которых еще не выявлены. Пограничное состояние, характеризующееся уже не нормой в развитии ребенка, но еще и не явно выраженным отклонением, требующим вмешательства. К этой же категории можно отнести детей, родители которых, зная о нарушениях в развитии ребенка, настаивают на обучении в массовых детских садах и школах.

4. Степень включенности супругов в профессиональную деятельность.

В монокарьерной семье ставка делается на карьерные достижения одного из супругов. В этом случае второй супруг, чаще всего женщина, создает условия для работы первому, берет на себя ведение хозяйства и воспитание детей.

В бикарьерной семье профессиональная и общественная деятельность обоих супругов равна в одинаковой степени. Такие семьи еще называют «двойной доход и никаких детей».

Мы попытались выделить различные типы семей, существующих в современном обществе. Каждый из заявленных типов семьи имеет свои  проблемы, которые следует изучать. Государству же необходимо оказывать помощь через организацию системы поддержки семьям.

Итак, ситуация сложившаяся в семейно-брачной сфере, характеризуется наличием большого количества типологий семейных форм, вследствие чего нельзя унифицировать поддержку, оказываемую семьям. Необходимо проводить комплексные социологические, демографические, педагогические и психологические исследования с целью выявления типичных проблем семей и предусмотреть дифференцированную поддержку, в зависимости от формы семьи и ее особенностей, а также обеспечить сетью учреждений, которые помогли бы семье в удовлетворении ее потребностей.

Анализируя «современные» и «традиционные» семьи, мы попытались выделить характеристики, присущие модернизированной семье:

во-первых, преобладание нуклеарного типа семьи, члены которой являются представителями только двух поколений, это родители и дети;

во-вторых, модель семьи становится все более симметричной. Мужчина и женщина становятся равноправными в решении вопросов, связанных с функционированием семьи: воспитание и образование детей, распределение денежных средств, планирование отдыха и покупок;

в-третьих, появляется вариантность в выполнении семейных функций разными членами семьи. Менее заметными становятся тендерные стереотипы относительно выполнения функций в кругу семьи, связанных со стереотипными видами деятельности;

в-четвертых, профессиональная занятость присуща всем взрослым членам, семьи, а не только мужчине-кормильцу. Женщина постоянно работает вне дома,  главным лейтмотивом выступает стремление женщины к самореализации, успеху и признанию;

в-пятых, снижается рождаемость, конструируется ситуация, в которой потребность в детях трансформируется у родителей в потребность в одном ребенке.

Семья — это динамическая система, которая постоянно развивается, изменяется, поэтому необходим такой подход к процессу организаций государственной поддержки, который бы мог учитывать все изменения, произошедшие с семьей.

Основные положения теории модернизации трактуют социальную трансформацию как сложный процесс, когда производство благ и бедствий, достижений и потерь трактуется как две онтологически и гносеологически равнозначные стороны единого процесса. В этих условиях многократно возрастает значение адекватной критической оценки складывающейся ситуации.

Идеологические, организационные и экономические меры, направленные на изменение ситуации в сторону нейтрализации социальных потерь, можно рассматривать как формирующийся рефлексивный ответ на вызовы, среды или рефлексивное решение.

В этом контексте мы будем понимать под системой государственной поддержки семьи, материнства и детства решения субъектов государственной семейной политики, имеющих целью организовать среду, обеспечивающую благоприятные социально-экономические условия для социализации детей и возможности совмещения материнства и профессиональной деятельности, с учетом изменений, происходящих с семьей на основе селективности и принципа адресности оказания помощи. Поскольку семья не является формально организованной единицей, то управленческое воздействие на нее должно иметь не директивный, а опосредованный характер. При этом главными выступают методы косвенного воздействия.

Необходимо учитывать субъектный характер семьи в системе отношений «государство-семья». Государственная политика должна включать меры, направленные на повышение ответственности семьи за свое благосостояние и выполнение родительской функции. Государство со своей стороны должно гарантировать:

—комплексное правовое регулирование жизнедеятельности семьи в обществе и обеспечение ее социальной безопасности;

—повышение престижа семьи и родительства через активную пропаганду семейных ценностей в СМИ;

—оказание многопрофильных социальных услуг на основе развития и функционирования федеральной и региональной сети социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми;

—разработку правовых путей противодействия факторам, разрушающим семью и ее нравственные устои;

—создание информационной среды, позволяющей каждой семье получить необходимую информацию о возможностях помощи, которую они могут получить в соответствии со своим статусом.

В Российской Федерации установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей. Существующее законодательство включает в себя экономические меры поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей:

1)            денежные выплаты семьям в связи с рождением и воспитанием детей;

2)            выдачи семьям, имеющим детей (детское питание на молочных кухнях, лекарства);

3)            различные льготы, субсидии и компенсации (трудовые, налоговые, жилищные);

4)            услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания семей с детьми.

Принятые в 2006 году меры по улучшению демографической ситуации начали давать неплохие результаты, и в настоящее время система государственной поддержки семьи, материнства и детства включает в себя следующие составные части:

1.            Семейные и материнские пособия:

—единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности - до 12 недель;

—пособие по беременности и родам (на срок отпуска по беременности и родам);

—единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка;

—ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

—пособие на ребенка до достижения им возраста 16 лет;

—материнский капитал;

2.            Федеральная программа «Дети России», включающая целевые программы:

—«Одаренные дети»;

—«Дети-сироты»;

—«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

—«Дети-инвалиды»;

—«Здоровый ребенок»;

3. Родовые сертификаты.

Важным условием повышения государственной поддержки семьи, материнства и детства на современном этапе является разработка и реализация федеральных и региональных программ, которые позволили бы обеспечить, с одной стороны, единые гарантии помощи семьям с детьми в Российской Федерации, а с другой — учесть региональную специфику и обеспечить гибкость оперативного решения конкретных задач. Так как проблемы семей разные, то формы поддержки и используемые средства должны быть разнообразными и адекватными. Поддержка в настоящее время является необходимым условием для реализации данных задач государственного управления.

В настоящее время в Российской Федерации система государственной поддержки материнства и детства включает в себя три составляющие: материнские и детские пособия, целевую программу «Дети России» и родовые сертификаты. Кроме того, в регионах, на муниципальном уровне создана сеть учреждений, оказывающих различные услуги семьям с детьми.

Необходимым условием эффективного управленческого воздействия является наличие обратной связи, т. е. возможности получения субъектом управления полной объективной информации не только о состоянии объекта (системы социального обслуживания и помощи семьям), но и об оценках населением видов полученной помощи и их отношении к принимаемым со стороны государства мерам. Данную информацию можно получить только по результатам проведения социальных мониторингов и исследований. Социальное управление предполагает именно целенаправленное воздействие на социальную систему для получения заданных результатов, поэтому необходима грамотная, и прежде всего системно ориентированная государственная поддержка, учитывающая изменения, происходящие с семьей в условиях трансформации общества.

Таким образом, нельзя говорить о достаточной разработанности понятия «государственная поддержка семьи, материнства и детства».