УДК 347.963(075.8) 

Страницы в журнале: 36-39

 

С.В. НИКИФОРОВ,

соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Российского нового университета,

 

А.А. ВОРОНОВ,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Воронежского филиала Российского нового университета

 

Рассматриваются вопросы реализации надзорной функции прокуратуры, направленные на поддержание конституционного права на образование в условиях реформирования системы образования. Авторы вносят предложения по повышению эффективности прокурорского надзора в сфере образования.

Ключевые слова: прокурорский надзор, повышение эффективности, нарушения, образование, реформа.

 

Role of public prosecutor’s supervision in maintenance constitutional law on formation at the stage of modern reforming

 

Nikiforov S., Voronov A.

 

In article questions of realization of the public prosecutor’s supervision, directed on constitutional law maintenance on formation taking into account educational reform carried out in the country are considered. Offers on increase of efficiency of public prosecutor’s supervision in educational sphere are brought.

Keywords: public prosecutor’s supervision, increase of efficiency, infringement, formation, reform.

 

Сохранение единого образовательного пространства при одновременном расширении самостоятельности высших учебных заведений, активизация процессов, связанных с децентрализацией, требуют принципиально новых подходов к формированию государственного, общественного регулирования системы образования. Становится очевидным, что на смену традиционному контролю и руководству приходит контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов в области образования, а также защита прав участников образовательного процесса.

Возникновение в развитии образования новых тенденций, связанных с его реструктуризацией, внедрением механизма финансирования соответственно объему и качеству оказываемых услуг, с усилением интеграционных процессов в мировое образовательное пространство, обусловливает необходимость комплексного исследования имеющейся нормативно-правовой базы и практического опыта в сфере реализации и обеспечения права на образование в целях дальнейшего его совершенствования.

На сегодняшний день образование в России дает, к сожалению, немало примеров нарушения прав, свобод, охраняемых законом интересов как обучающихся, так и педагогов и самих образовательных организаций. При этом можно констатировать, что нарушение образовательных приоритетов личности, закрепленных в качестве права на образование как одного из ее основных прав, влечет в конечном счете причинение вреда обществу и государству. Нарушение прав личности в сфере образования либо приводит к неполучению гражданином образования соответствующего уровня, либо он получает его в ненадлежащем виде, объеме, низкого качества. Общество, государство лишаются необходимого ресурса даже в экономическом аспекте, не говоря уже о снижении общего уровня образованности населения.

Государство, являясь основным инвестором образования, не может оставлять бесконтрольным образовательный процесс и не принимать мер по выявлению реального состояния качества образования в стране и по эффективности использования своих расходов на образование. В современных условиях оно отказывается от тотального контроля деятельности образовательных учреждений, практиковавшегося в СССР, и осуществляет контроль двух принципиально важных параметров образовательного процесса — наличия надлежащих условий для ведения образовательной деятельности и качества образования.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы обеспечения реализации образовательной деятельности, организации государственного контроля и надзора над деятельностью учреждений высшего и среднего профессионального образования и применения мер юридической ответственности за нарушение установленных правил при осуществлении образовательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Широко обсуждаемый проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Законопроект) вобрал в себя основополагающие элементы всех действующих в системе образования нормативных правовых актов. С большой долей вероятности можно говорить о принятии данного закона в самое ближайшее время, так как необходимость коренной образовательной реформы в стране назрела уже давно.

Основная идея Законопроекта — установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обусловливающих ее эффективное функционирование и развитие в современных условиях.

В соответствии со ст. 3 Законопроекта одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.

Вместе с тем в Законопроекте проблемам государственной регламентации образовательной деятельности, контролю и оценке качества образования посвящена отдельная глава — глава 9 «Государственная регламентация образовательной деятельности, контроль и оценка качества образования», где достаточно полно рассмотрены вопросы лицензирования образовательной деятельности (ст. 80), государственной аккредитации образовательных организаций и образовательных программ (ст. 81), государственного контроля качества образования (ст. 82), государственного надзора за соблюдением законодательства об образовании (ст. 83).

В последнем случае непосредственный надзор (прокурорский, федеральных и региональных органов исполнительной власти) направлен на обеспечение и реализацию государственными и муниципальными образовательными учреждениями конституционных прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе — бесплатность среднего и высшего профессионального образования.

В соответствии с действующим Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, образовательными учреждениями высшего профессионального образования, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и соответствующим органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний (п. 21 ст. 28).

Достаточно серьезные возможности по контролю и надзору переданы также и органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1—3 ч. 1 ст. 28.1 Закона об образовании).

Указанные нормы закона являются правовой основой для осуществления Рособрнадзором инспектирования и надзора в области образования в соответствии с его полномочиями, установленными Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 300.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, среди прочих обязанностей осуществляет общий контроль и надзор не только за нарушениями в образовательной сфере, но и за деятельностью подчиненных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений (ч. 7 ст. 28.1 Закона об образовании).

Правительством РФ было принято распоряжение от 05.03.2010 № 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования», согласно которому в целях совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования было решено провести целый ряд необходимых действий. При этом основное внимание в плане мероприятий было уделено лишь государственному лицензированию образовательной деятельности, срокам и условиям ее проведения.

Следует отметить, что контролирующие функции Рособрнадзора могут быть не всегда эффективными не только из-за ограниченности процессуальных возможностей, но и потому, что нарушение требований законодательства в образовательной сфере граничит с административными или уголовно наказуемыми деяниями, а также потому, что источниками нарушений являются сами исполнительные органы и образовательные учреждения.

В этой связи особенно важным инструментом обеспечения конституционного права на образование следует считать прокурорский надзор, так как при осуществлении надзора за соблюдением прав обучающихся и их законных представителей в сфере образовательной деятельности меры прокурорского реагирования на нарушения порядка лицензирования данной деятельности, процедуры разработки и внедрения новых образовательных программ, методик и технологий являются наиболее эффективными.

Можно выделить следующие основные направления прокурорского надзора в образовательной сфере.

При издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере лицензирования образовательной деятельности:

— надзор за соответствием законодательству нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти в связи с лицензированием (аккредитацией) и осуществлением контроля за подлежащей лицензированию деятельностью субъектов образовательной сферы;

— надзор за соответствием законодательству нормативных правовых актов, издаваемых представительными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации;

— надзор за соответствием законодательству нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.

При реализации образовательной политики органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями:

— надзор за исполнением законодательства об образовании федеральными и региональными органами власти, за реализацией государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе — бесплатность среднего и высшего профессионального образования;

— надзор, направленный на пресечение фактов: противозаконного отказа в приеме в государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения всех видов и уровней; введения всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи; необоснованного отчисления учащихся, нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат; произвола в применении мер воздействия;

— надзор за соответствием закону уставов, а также правил приема и других локальных актов образовательных учреждений;

— надзор, направленный на выявление случаев незаконной коммерциализации образовательной сферы с тем, чтобы обосновать основания и порядок предоставления платных образовательных услуг;

— надзор за соблюдением конституционного принципа светского характера образования в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий.

В целом образовательное право как одно из важнейших конституционных прав граждан в настоящее время нуждается в формировании четкой социальной и экономической политики государства, в определении стройной концепции государственного регулирования образовательной сферы (ее направлений, задач, общих принципов и приоритетов). При этом нельзя оставлять без внимания проблему дальнейшей научной разработки и законодательного закрепления заинтересованности государства в развитии и обеспечении образования; в упорядочении и уточнении функций правоохранительных, контролирующих и лицензирующих органов, что является непосредственной обязанностью государства.

В пересмотре и более полной регламентации нуждаются также различные административные процедуры в рассматриваемой сфере. В первую очередь это относится к регулированию лицензирования, государственной аккредитации и контроля качества образования. Отсутствие такого регулирования снижает эффективность реализации указанных процедур, делает их непрозрачными для образовательных организаций и общества, допускает возможность необоснованного принятия решений, а также затрудняет предотвращение и устранение различных нарушений, выявленных в результате контрольных и надзорных мероприятий в сфере деятельности органов исполнительной власти и образовательных учреждений.

При разработке подходов, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовательной деятельности, необходимо, по нашему мнению, прежде всего совершенствование использования прокурором предоставленных ему полномочий в целях своевременного выявления нарушений (на базе результатов качественной аналитической работы, учитывающей особенности данного направления надзора); разработки базы данных наиболее распространенных и характерных нарушений законодательства в образовательной сфере; умения обеспечить комплексный характер и своевременность реагирования.