УДК 347.91/.95 

Страницы в журнале: 110-113

 

И.Ю. НОСКОВ,

секретарь судебного заседания 54-го отделения пятого судебного состава Арбитражного суда г. Москвы

 

Автор отмечает достоинства и недостатки внесенных в АПК РФ изменений, направленных на совершенствование арбитражного процесса с целью большей его доступности и открытости.

Ключевые слова: арбитражный процесс, сотрудники аппаратов судов, секретари судебных заседаний.

 

Federal Law “On Amendments to the Code of Arbitration Procedure of the Russian Federation” and its impact on the work  employees of the courts of arbitration

I. Noskov.

The author notes the advantages and disadvantages listed in APC changes aimed at improving the arbitration process with a view to its greater accessibility and openness.

Keywords: arbitration, employees of courts, court secretaries.

 

В  связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее — Закон о внесении изменений в АПК РФ) в арбитражных судах продолжается его обсуждение. Принятые изменения прямо касаются не только судей, но и всех сотрудников аппарата суда: помощников судей, секретарей судебных заседаний, специалистов.

Отметим, что мнение одного из многих секретарей судебных заседаний о вышеуказанных изменениях, высказанное далее, не столь уж субъективно, поскольку была возможность узнать точку зрения других секретарей. В связи с большой загруженностью арбитражных судов делами сфера обязанностей, которые реально исполняет секретарь судебного заседания, гораздо шире тех двух обязанностей, которые изложены в частях 4 и 5 ст. 58 АПК РФ. Это обстоятельство значительно расширяет сферу деятельности секретаря судебного заседания, на которой отразились эти изменения.

Прямое отношение к обязанностям сотрудников аппарата суда имеют изменения в ст. 123 «Надлежащее извещение» АПК РФ.

Прежде всего отметим, что согласно ч. 6 ст. 121 АПК РФ в рассматриваемой редакции лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а также лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу должны самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Причиной всех негативных последствий, которые могут наступить в случае непринятия мер по слежению за прохождением дела извещенными надлежащим образом лицами, участвующими в процессе, становится теперь только бездеятельность самих этих лиц.

Участники арбитражного процесса в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении ими копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу или иными доказательствами получения информации о начавшемся судебном процессе.

Новая редакция ч. 4 ст. 123 АПК РФ предусматривает также дополнительные обстоятельства, при наличии которых лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом:

— судебное извещение вручено уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица;

— судебное извещение вручено представителю лица, участвующего в деле;

— имеются доказательства вручения или направления судебного извещения в порядке, установленном частями 2 и 3 ст. 122 АПК РФ.

Если место нахождения или место жительства ответчика неизвестно, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному месту нахождения или месту жительства ответчика.

Данное изменение направлено на снижение остроты проблемы извещения сторон о судебном заседании, что зачастую заставляло сотрудников аппарата суда тратить массу времени на лишнюю, по сути, работу. Практика показывала, что те,  кто хотел получить информацию о судебном заседании, такую возможность имели и на заседания суда являлись.

На наш взгляд, одним из принципиально новых положений, включенных в АПК РФ и имеющих отношение к обязанностям секретаря судебного заседания, является положение, изменяющее порядок привлечения к участию в судебном процессе арбитражных заседателей.  Предшествующая практика показала, что многие из тех, кто подавал ходатайство о привлечении арбитражных заседателей к рассмотрению своего дела, имели целью не повышение качества рассмотрения, а банальное  затягивание процесса.

Это было отмечено в одном из интервью председателя Арбитражного суда г. Москвы О.М. Свириденко.

Теперь заявителю в подобных ситуациях придется объяснять особую сложность дела и необходимость использования специальных знаний в сфере экономики, финансов и управления. Судьи, оценив обоснованность заявления, могут его  отклонить. Таким правом они ранее не обладали.

Кроме того, арбитражных заседателей будут теперь выбирать не сами заявители, а автоматизированная информационная система.

Все это позволит пресекать действия недобросовестных сторон, стремящихся к затягиванию процесса, и будет способствовать рассмотрению дел в пределах указанного в АПК РФ срока. Решение последней проблемы стало бы одним из больших достижений всей системы арбитражных судов.

Закон о внесении изменений в АПК РФ теперь  позволяет судье в соответствии со ст. 18 АПК РФ заменять того или иного арбитражного заседателя другим. Кстати, это важное предложение внесено О.М. Свириденко.

Существенное влияние на работу секретаря судебного заседания имеет положение рассматриваемого закона о том, что протокол судебного заседания должен вести сам секретарь или помощник судьи. (Ранее протокол мог вести также и сам судья.) Это, безусловно, правильное с точки зрения субординации обязанностей решение. Однако в процессе его реализации, на наш взгляд, могут возникнуть проблемы.

Дело в том, что при сегодняшнем хроническом недокомплекте арбитражных судов специалистами их многочисленные обязанности организационно-технического порядка, требующие больших затрат времени, исполняют секретари судебных заседаний. Теперь же, когда они вместе с судьей обязательно должны присутствовать на судебных заседаниях (до 40 дел в день!), в технической работе, связанной с подготовкой судебных заседаний, секретарь судебного заседания участвовать уже не сможет.

Хотелось бы отметить, что роль секретаря стала более важной и значительной, поскольку теперь без участия секретаря судебное заседание проводиться не может. Напомним также: чтобы стать секретарем судебного заседания в арбитражном суде, претендент должен иметь высшее юридическое образование.

Еще одним изменением, оказывающим влияние на деятельность секретаря судебного заседания, является положение о том, что протоколирование будет вестись с использованием аудиозаписи, которая будет  прилагаться к материалам дела. По нашему мнению, во-первых, это позволит дисциплинировать всех участников судебного процесса, во-вторых, поможет точнее фиксировать все нюансы процесса, которые в письменной форме не могли быть закреплены, но могут иметь значение в случае оспаривания решения судьи. Данное изменение полностью отвечает политике государства по внедрению компьютерных и информационных технологий в работу государственных органов.

Этой же политике соответствует еще одно изменение в АПК РФ, предполагающее возможность участия сторон в судебном заседании путем конференц-связи.

Реализация на практике такого нововведения, безусловно, ускорило бы рассмотрение дел в арбитражных судах. Дело за обеспечением судов России техническими возможностями для проведения судебных заседаний таким способом. На наш взгляд, Арбитражный суд

г. Москвы после размещения в новом здании готов к принятию указанного нововведения лучше многих других судов страны. Надо полагать, что его руководство думало о возможности применения самых современных технических средств в судебном процессе задолго до появления Закона о внесении изменений в АПК РФ.

В соответствии с этим же законом участники арбитражного процесса получили возможность подавать документы в электронном виде путем заполнения формы на сайте соответствующего суда.

Посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в сети Интернет, могут подаваться:

— исковое заявление (ч. 1 ст. 125 АПК РФ);

— отзыв на исковое заявление (абзац второй ч. 1 ст. 131 АПК РФ);

— заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 159 АПК РФ);

— апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 260 АПК РФ);

— отзыв на апелляционную жалобу (ч. 4 ст. 262 АПК РФ);

— кассационная жалоба (ч. 1 ст. 277 АПК РФ);

— отзыв на кассационную жалобу (ч. 4 ст. 279 АПК РФ);

— заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ч. 1 ст. 294 АПК РФ);

— отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ч. 4 ст. 297 АПК РФ);

— заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1 ст. 313 АПК РФ);

— заявление об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 231 АПК РФ);

— заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 237 АПК РФ);

— заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (абзац первый ч. 2 ст. 242 АПК РФ)[1].

Возможность подачи документов через Интернет весьма значительно повлияет на работу сотрудников аппарата арбитражных судов. С одной стороны, это облегчит их труд, с другой — потребует от них более совершенного владения компьютерной техникой.

В процессе обсуждения вышеуказанного нововведения выявлена и еще  одна проблема, которая заключается в том, что нигде не сказано, каким образом судья во время судебного заседания сможет отслеживать поступление ходатайств и заявлений в электронном виде по рассматриваемым им делам.

Напомним, что в данной статье затронуты далеко не все изменения, которые вводит в практику арбитражных судов Закон о внесении изменений в АПК РФ.

В целом же все  изменения в АПК РФ несомненно будут способствовать совершенствованию арбитражного процесса. Он станет более современным, эффективным, а главное — более открытым, законным и справедливым.

 

Библиография

1 См.: Аналитический обзор КонсультантПлюс от 17 августа 2010 г. Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».