Р.П. ТИМЕШОВ,
юрист

Жизнь — важнейшее из нематериальных благ человека, перечисленных в ст. 150 ГК РФ. Она образует первооснову для других благ, как абсолютная ценность мировой цивилизации, остальные блага (здоровье, свобода, доброе имя и т. д.), способствующие жизни человека, группируются вокруг нее. Например, М.Н. Малеина предлагает закрепить в законодательстве в качестве правового принципа положение о том, что субъективные неимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие личности (права на жизнь, здоровье, физическую и психическую неприкосновенность, благоприятную окружающую среду) при их осуществлении имеют приоритет перед другими субъективными правами[1]. 
 
Все блага утрачивают свое значение и смысл в случае гибели человека. Жизнь неразрывно связана с состоянием организма человека, с самим существованием человеческого организма как объекта материального мира. Существование организма человека есть жизнь, а его нормальное, биологически благополучное состояние — здоровье[2]. Жизнь в философском понимании — это способ существования белковых веществ, одна из форм проявления материи, более высокая, чем физическая и химическая формы, реализуемая в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях[3]. Жизнь человека представляет собой сложное единство физиологического существования и социального бытия личности, время от рождения и до смерти человека.
На значение жизненного блага для человека и его защищенность законом указывается в международно-правовых документах и конституционных нормах. Так, в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) подчеркивается, что право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертной казни иным наказанием могут быть дарованы во всех случаях. Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин[4]. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека (1948) сказано, что право на жизнь имеет каждый[5]. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) (далее — Конвенция) декларирует: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание» (ст. 2). Согласно Протоколу № 6 к Конвенции «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен»[6].
Конституцией РФ провозглашено право каждого физического лица на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20 Конституции РФ). В Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 22.11.1991 № 1920-1, говорится, что «никто не может быть произвольно лишен жизни»[7].
В правовой доктрине в определении момента начала жизни человека преобладает точка зрения, согласно которой таким моментом является время отделения организма-плода от материнского организма и начала самостоятельного дыхания[8]. Окончанием жизни является смерть человека.
Современная наука выделяет несколько видов смерти. «Социальная» смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и все дальше и дальше отделяться от людей. В момент осознания человеком очевидного конца наступает «психическая» смерть. «Мозговая» смерть — это полное прекращение деятельности головного мозга. Физиологическая смерть означает угасание последних функций организма, обеспечивавших деятельность его жизненно важных органов[9]. Выделяются также антенатальная, интранатальная и постнатальная смерть (смерть, наступившая соответственно до начала родов, в течение родового акта и после рождения живого младенца). Смерть может быть частичной, т. е. когда умирает не весь организм, а группы клеток или какого-либо органа (некроз тканей). Различают клиническую смерть (при этом виде смерти прекращается жизнедеятельность отдельных органов, но еще существует возможность восстановления жизнеспособности всего организма) и биологическую смерть (в организме начинаются необратимые процессы, вследствие чего исключается возврат человека к жизни).
Биологическую (церебральную) смерть определяют по пяти признакам: 1) полное отсутствие сознания и спонтанной активности; 2) полное исчезновение спонтанного дыхания даже при гиперкапнии (избыток углекислого газа в крови); 3) фиксированный, с отсутствием рефлексов двусторонний мидриаз, неподвижность глазных яблок; 4) исчезновение рефлексов от мозгового ствола; 5) ровная (нулевая) электроэнцефалограмма — полное отсутствие электрического сигнала на двух записях в течение не менее 6 часов[10].
Согласно ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 (далее — Основы) констатация смерти осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером). Критерии и порядок определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, согласованное с Министерством юстиции РФ. Приказом Минздрава России от 20.12.2001 № 460 утверждена Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга. Как отмечено в этой инструкции, смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех функций головного мозга, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Смерть мозга эквивалентна смерти человека. Решающим для констатации смерти мозга является сочетание факта прекращения функций всего головного мозга с доказательством необратимости этого прекращения. Право на установление диагноза смерти мозга дает наличие точной информации о причинах и механизмах развития этого состояния. Непременное условие установления диагноза смерти мозга заключается в доказательстве отсутствия воздействия лекарственных препаратов, угнетающих ЦНС и нервно-мышечную передачу, интоксикаций, метаболических нарушений и инфекционных поражений мозга. Диагноз смерти мозга устанавливается комиссией врачей лечебно-профилактического учреждения, где находится больной, в составе: реаниматолога-анестезиолога с опытом работы в отделении интенсивной терапии и реанимации не менее 5 лет и невролога с таким же стажем работы по специальности. Для проведения специальных исследований в состав комиссии включаются специалисты по дополнительным методам исследований с опытом работы по специальности не менее 5 лет, в том числе и приглашаемые из других учреждений на консультативной основе. Назначение состава комиссии и утверждение протокола установления смерти мозга производится заведующим реанимационным отделением, где находится больной, а во время его отсутствия — ответственным дежурным врачом учреждения[11].
Рождение и смерть человека являются юридическими фактами (событиями), влекущими за собой возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, включая возникновение и прекращение гражданской правоспособности, права на имя и других личных неимущественных прав. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее — Закон № 4180-1) разрешает трансплантацию органов и (или) тканей исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента (статьи 9—10). Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. В диагностике смерти в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею. Изъятие органов и (или) тканей у трупа производится только с разрешения главного врача учреждения здравоохранения.
Законодательство Российской Федерации предусматривает в рамках особого производства строгую процедуру, основания и правовые последствия объявления гражданина умершим (статьи 276—280 ГПК РФ).
Существует гражданско-правовая ответственность за причинение вреда, вызванного гибелью (смертью) человека, включая компенсацию морального вреда за нравственные переживания родственников в связи с утратой умершего. Компенсация морального вреда должна быть произведена, в частности, за ненадлежащее оказание медицинским работником (медицинским учреждением) возмездных медицинских услуг в рамках возмездного договора по оказанию услуг (гл. 39 ГК РФ), за необоснованный отказ от оказания медицинской помощи, повлекший смерть человека, и т. д.
В гражданско-правовом понимании жизнь (как нематериальное благо) связана с личным неимущественным правом на жизнь, с возможностями (правомочиями) ее обладателя сохранять жизнь и распоряжаться своей жизнью.
Отказ гражданина от осуществления принадлежащего ему права на жизнь не влечет прекращение этого права. Отказ больного от операции, спасающей ему жизнь, — это осуществление правомочия по распоряжению своей жизнью. Человек не может продать, подарить свою жизнь, т. е. совершить ее отчуждение[12]. Представляется, что в случае если человек (донор) передает медицинскому учреждению свои трансплантируемые органы (ткани) для реципиента в установленном Законом № 4180-1 порядке, то объектом отчуждения становится не жизнь, а конкретные органы (ткани) человеческого организма, отделенные от него и ставшие товаром. Н.М. Коркунов совершенно верно писал, что не допускается существование прав на саму личность человека. Следует различать отделенные и неотделенные части человеческого тела. Первые (отрезанные волосы, выдернутый зуб и т. п.) относятся к обычным вещам, а вторые составляют принадлежность самой личности и не являются объектом права собственности[13]. Безусловно, человек не должен злоупотреблять своим субъективным правом на жизнь и обязан действовать в пределах осуществления предоставленных ему прав, разумно и добросовестно (ст. 10 ГК РФ).
Субъективное право на жизнь предполагает запрет для всех граждан (физических лиц), а также для самого государства посягать на жизнь другого лица.
В связи с вышеизложенным возникает юридическая и нравственная проблема активного и пассивного вмешательства в жизнь человека (эвтаназия).
Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 45 Основ).
Ряд ученых еще до принятия соответствующей законодательной нормы выступали против разрешения эвтаназии, поскольку это недопустимо как с нравственной, так и с юридической позиции[14]. Некоторые исследователи полагают, что возможно законодательное закрепление пассивной эвтаназии[15].
Представляется, что принятию нормативного акта (нормы) о введении эвтаназии должна предшествовать широкая общественная дискуссия. Опрос общественного мнения в Великобритании показал, что 72% опрошенных готовы одобрить эвтаназию при определенных обстоятельствах. Во Франции 76% опрошенных высказались за отмену закона, запрещающего эвтаназию. Шестеро из семи граждан США поддерживают право пациента решать, следует ли отключить сохраняющую ему жизнь аппаратуру или нет. 82% опрошенных жителей Японии согласны с тем, что при полном отсутствии надежды на излечение можно прекратить дальнейшее существование пациента и отключить систему его жизнеобеспечения[16].
В некоторых государствах (Великобритании, Дании) приняты законы, допускающие при определенных условиях лишение жизни больного человека. В России такого закона пока нет. История свидетельствует, что древнее человеческое общество одобряло добровольный уход из жизни неизлечимо больных, лиц, переносящих тяжелые физические мучения, душевнобольных и престарелых. Допускалось умерщвление новорожденных с выявленными врожденными недостатками. За врачом признавалось право не оказывать медицинскую помощь, которая не приведет к излечению, а лишь на некоторое время продлит жизнь[17]. По обоснованному выводу О.А. Дубинина, будущий нормативный правовой акт об эвтаназии должен содержать, в частности, следующие положения (условия эвтаназии):
· решение об эвтаназии может принимать только дееспособный гражданин;
· решение об эвтаназии несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет может быть отложено прокурором (или судом) и консилиумом врачей-специалистов до достижения больным 18-летнего возраста;
· решение об эвтаназии несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет или его родителей юридической силы не имеет;
· просьба гражданина об эвтаназии добровольна, сознательна, устойчива;
· гражданин не имеет заболеваний, сопровождающихся навязчивой идеей смерти;
· точная несомненная доказанность невозможности спасти жизнь, установленная консилиумом врачей-специалистов при обязательном единогласии;
· в исключительных случаях — если смерть в обозримый период не наступит, но развитие болезни несомненно приведет к необратимой деградации личности;
· невозможность облегчить сильные физические и нравственные страдания больного известными средствами;
· предварительное разрешение прокурора (или решение суда)[18].
Неоднозначное мнение в юридической литературе получил вопрос о применении в цивилизованном государстве уголовного наказания в виде смертной казни[19].
В позитивном российском законодательстве этот вопрос решен в ч. 2 ст. 20 Конституции РФ. Данное конституционное положение в какой-то степени соответствует ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Во многих странах (Австрии, Германии, Дании, Италии, Швеции, странах Латинской Америки) смертная казнь отменена. При разработке Конституции РФ ряд общественных и религиозных организаций, основываясь на недопустимости вмешательства людей в исключительное право Бога давать жизнь и отбирать ее у человека, настаивали на конституционном запрещении смертной казни[20]. В настоящее время в связи с присоединением России к Конвенции установлен мораторий на применение смертной казни, заменяемой на пожизненное заключение.
Во многих странах с точки зрения защиты права на жизнь рассматривается вопрос о запрете абортов. Европейская комиссия  указала, что признание за утробным плодом абсолютного права на жизнь противоречило бы содержанию и цели Конвенции. Государство может вводить определенные ограничения права на аборт, не нарушая этим права на частную жизнь беременной женщины, гарантируемого ст. 8 Конвенции. Конвенция не декларирует начало жизни в момент зачатия, но некоторые государства, особенно те, которые находятся под влиянием католической церкви, конституционно закрепили охрану жизни уже до рождения человека[21].
Субъективное гражданское право человека на жизнь должно подкрепляться широким комплексом активных действий всех государственных структур, каждого субъекта гражданского права по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной сред обитания, а также достойных условий жизни. Часть 1 ст. 7 Конституции РФ объявляет российское государство социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Важное значение при этом имеют социальная деятельность государства, смягчение проблемы смертности населения и низкой рождаемости, качественная медицинская помощь, хорошие экологические, экономические, коммунальные условия жизнедеятельности человека, борьба с наркоманией, пьянством, распространенными болезнями и эпидемиями, здоровый образ жизни.
Другим не менее важным нематериальным благом для физического лица (гражданина) является здоровье. Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов[22]. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ). Охрана здоровья — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (ст. 1 Основ). Охрана здоровья основывается на нормах Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации (преамбула к
Основам)[23].
Будучи социальным государством, Российская Федерация призвана охранять здоровье своих граждан, оказывать им бесплатную (за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений) медицинскую помощь. В нашем государстве должны финансироваться федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения[24], приниматься меры по развитию государственной[25], муниципальной[26], частной[27] систем здравоохранения, поощряться деятельность по укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41 Конституции РФ) .
Как видно из содержания ст. 41 Конституции РФ, охрана здоровья является собирательным, комплексным конституционным субинститутом, включающим в себя не только правовые, но и иные меры по укреплению здоровья населения. В ст. 17 Основ подчеркнуто, что граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
Охрана здоровья строится на основе следующих принципов:
1) соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритета профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступности медико-социальной помощи;
4) социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья (ст. 2 Основ).
В целях усиления охраны здоровья населения федеральные органы государственной власти:
· принимают нормативные правовые акты в целях охраны здоровья граждан и осуществляют надзор (контроль) за их соблюдением и исполнением;
· регулируют и защищают права и свободы человека и гражданина в области охраны здоровья граждан;
· устанавливают и проводят единую государственную политику в области охраны здоровья граждан;
· организовывают оказание специализированной медицинской помощи гражданам в федеральных специализированных медицинских учреждениях;
· организовывают оказание медицинской помощи, предусмотренной федеральными законами для определенных категорий граждан;
· формируют государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам;
· управляют федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;
· организуют обеспечение донорской кровью и ее компонентами, лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами;
· принимают меры по спасению жизни людей и защите их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информированию населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;
· устанавливают стандарты медицинской помощи, осуществляют контроль за соответствием качества этой помощи, качества лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, качества донорской крови и т. д. (ст. 3 Основ).
Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 17 Основ).
В связи с комплексностью и важностью вопросов охраны здоровья граждан имеется большой перечень связанных с этим их прав.
Граждане нашей страны имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах (ст. 19 Основ).
При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения (ст. 20 Основ).
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Медицинская помощь имеет следующие виды: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) скорая медицинская помощь; 3) специализированная медицинская помощь (ст. 37.1—40 Основ).
Программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В Программе предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи (ст. 20.1 Основ).
Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 20 Основ).
Граждане имеют право на медицинскую экспертизу. Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль. Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их.
Более конкретные права в сфере охраны здоровья закреплены за отдельными группами
населения: членами семьи (семьей), беременными женщинами и матерями, несовершеннолетними, военнослужащими, лицами, находящимися под стражей, в местах лишения свободы (статьи 22—29 Основ).
При получении медицинской помощи пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и о состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения (ст. 30 Основ).
Кроме того, права пациента, в частности по оказанию платных медицинских услуг дополнительно к объему бесплатной медицинской помощи, закреплены в договоре возмездного оказания медицинских услуг, заключаемом между сторонами в рамках главы 39 ГК РФ[28]. Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.
Основами предусмотрено истребование добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство, право на отказ от медицинского вмешательства. Оказание медицинской помощи без согласия граждан допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Оказание медицинской помощи без согласия граждан, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством. Освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводятся без их согласия в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации (статьи 32—34 Основ). При нарушении прав граждан на охрану здоровья, причинении вреда здоровью виновные лица несут гражданско-правовую ответственность в установленном законом порядке[29].
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» указывает на особенности оказания психиатрической помощи отдельным категориям граждан, их права, регулируемые на основе законности, гуманизма и соблюдения прав человека и гражданина. Эти права контролируются судом. Закон № 4180-1 не позволяет изымать органы и (или) ткани у живого человека (донора) без согласия донора и если здоровью последнего может быть причинен значительный вред. Не допускается изъятие органов и (или) тканей для трансплантации у живого донора, не достигшего 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга) либо признанного в установленном порядке недееспособным, а также если эти органы (ткани) принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента, или лицу, находящемуся в служебной или иной зависимости от реципиента (ст. 3).
Закон № 4180-1 подробнейшим образом регламентирует основания и процедуру трансплантации человеческих органов, гарантии соблюдения прав человека на свое здоровье.
Таким образом, российское законодательство регулирует и охраняет отношения, связанные с такими важнейшими нематериальными благами, как жизнь и здоровье человека[30].
 
Библиография
1 См.: Малеина М.Н. Содержание и осуществление личных неимущественных прав граждан: проблемы теории и законодательства // Государство и право. 2000. С. 21.
2 См., например: Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. — М., 2007. С. 7.
3 Философский энциклопедический словарь. — М., 1991. С. 186.
4 Международные акты о правах человека: Сб. документов. — М., 1998.  С. 53.
5 Там же. С. 39.
6 Там же. С. 539.
7 Впервые в российском законодательстве право на жизнь было закреплено именно в названной декларации.
8 См.: Ермолова О.Н. Нематериальные блага и их защита: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 1998. С. 28.
9 См.: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. — М., 1992. С. 46—47.
10 См.: Медицина и права человека. — М., 1992. С. 51.
11 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 5.
12 См.: Малеина М.Н. Указ. ст. С. 22.
13 См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Предисл. И.Ю. Козлихина. — СПб., 2003. С. 198.
14 См., например: Иванюшкин А.Я., Дубова Е.А. Эвтаназия: проблема, суждения, поиск альтернативы // Вестник Академии медицинских наук СССР. 1984. № 6. С. 76; Крелин Ю. Бороться за жизнь // Новое время. 1989. № 31.
15 См., например: Бородин С., Глушков В. Уголовно-правовые проблемы эвтаназии // Советская юстиция. 1992. № 9—10. С. 34; Красавчикова Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 1994. С. 86.
16 См.: Дубинин О.А. Правовые проблемы эвтаназии в России // Социальное и пенсионное право. 2006. № 2. С. 23.
17 См.: Романовский Г.Б. Эвтаназия: анналы истории // Медицинское право. 2007. № 3. С. 34.
18 См.: Дубинин О.А. Указ. ст. С. 23.
19 См., например: Смертная казнь: за и против / Под ред. С.Г. Келиной. — М., 1989. С. 15—50.
20 См., например: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. — М., 2006. С. 195.
21 См. там же. С. 193—194.
22 См.: Донцов С.Е., Глянцев В.В. Возмещение вреда по советскому законодательству. — М., 1990. С. 160.
23 См., например: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека; ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод  // Международное право: Действующие нормативные акты. — М., 1999.
24 См., например: постановление Правительства РФ от 15.05.2007 № 286 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год»; постановление Правительства РФ от 10.05.2007 № 280 «О федеральной целевой программе “Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2011 годы)”».
25 В государственную систему здравоохранения входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, Российская академия наук, соответствующие учреждения, предприятия, медицинские организации (ст. 12 Основ).
26 К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами (ст. 13 Основ).
27 К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.
28 См. подробнее: Андреев Ю.Н. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование и судебная практика — М., 2007;  Леонтьев О.В. Медицинская помощь: права пациента. — СПб., 2002; Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. — М., 2004; Шевчук С. С. Правовое регулирование оказания медицинских услуг: проблемы совершенствования // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 21—27 и др.
29 См., например, главу 39, статьи 1084—1094, 1099—1101 ГК РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей».
30 К числу таких законов относятся также Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» и др.