А.Ф. ПЕХТЕРЕВ,

кандидат юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права КубГАУ

 

Важнейшая функция мер административного пресечения направлена на достижение целей правового регулирования. В правовом регулировании участвует большое количество субъектов, представленных правоохранительными органами. Эта функция вносит элемент цивилизованности в общественные отношения, предполагая правовые механизмы решения возникающих проблем, правовые способы устранения конфликтов, правовую возможность преодоления стоящих на пути препятствий. Именно такие средства демонстрируют уровень правового развития, свидетельствуют о востребованности правовой формы для упорядочения социально-экономических связей. Таким образом они способствуют, с одной стороны, повышению значимости правовых ценностей, а с другой — предупреждению и пресечению противоправных посягательств на личность.

Основой применения правовых средств для большинства органов правоохранительной системы является Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (в ред. от 20.07.2004), регулирующий деятельность органов внутренних дел и являющийся основным для всей правоохранительной системы страны в части применения мер административного пресечения. Поэтому в данной статье делается акцент на деятельности органов внутренних дел.

Четкая регламентация в применении мер административного пресечения, которые доминируют в системе мер принуждения, является одной из гарантий соблюдения конституционного установления: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ).

Правовая основа деятельности МВД России в части применения мер административного пресечения является правоопределяющей для большинства органов правоохранительной системы, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Считаем, что повышение уровня законности в деятельности правоохранительных органов диктуется потребностями их перехода на подлинно демократические принципы работы, необходимостью соблюдения надежных гарантий законности. Правовая направленность государства предполагает, что деятельность всей правоохранительной системы, которая касается прав и свобод человека и гражданина, интересов частных лиц и организаций, должна быть урегулирована актами высшей юридической силы.

Освещение института административного принуждения, в том числе и мер пресечения, с научных позиций не было обойдено вниманием ученых — государствоведов и административистов. Теория применения мер административного принуждения анализировалась в разное время многими учеными, среди которых прежде всего необходимо назвать С.С. Алексеева, А.П. Алехина, В.А. Ардашкина, Д.Н. Бахраха, К.С. Бельского, В.М. Баранова, В.Г. Базильева, И.А. Галагана,

Б.Н. Габричидзе, В.М. Горшнева, А.Ф. Гранина, Е.В. Додина, В.П. Елисеева, М.И. Еропкина, В.Л. Зеленько, А.А. Кармолицкого, В.В. Серегина, Ю.П. Соловья, Ю.А. Тихомирова, Ю.Т. Феофанова, В.В. Черникова, А.П. Шаргина.

В современный период система права претерпевает кардинальные изменения, сводящиеся к преобразовательным процессам, осуществляемым на основе Конституции РФ. Сейчас можно усматривать устойчивую тенденцию к ее стабильности.

Среди многих правовых институтов в рамках системы административного права государством предоставляются надежные гарантии защиты прав и свобод граждан. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

В свою очередь юридические гарантии правоохранительных органов исполнительной власти детерминированы не только применением правовых норм в рамках закона, но и соответствием этих норм потребностям общества, правосознанию граждан.

Важно, исходя из научного подхода, обосновать роль и значение административного принуждения, куда входит группа мер административного пресечения, которая наряду с другими мерами административно-принудительного воздействия способна оказать решительное, оперативное, быстрое прекращение противоправного деяния и предотвратить наступление вредных для законопослушных граждан последствий, защитить их права и свободы, являющиеся высшей ценностью.

Учитывая объект воздействия, административно-правовые меры пресечения должны получать свое теоретико-прикладное обоснование в плане применения их к правонарушителям: физическим лицам (задержание, физическое воздействие, применение оружия, спецсредств), а также к юридическим лицам (приостановление деятельности, закрытие предприятия, отказ в выдаче лицензии или аннулирование лицензии).

К мерам административно-правового пресечения следует также отнести изъятие огнестрельного оружия (имущественная мера); приостановление эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не соответствует нормам (мера технического характера); меры эпидемиологического характера; меры финансово-кредитного характера (изъятие в доход бюджета сумм, наложение ареста на банковские счета).

Названные меры связаны с непосредственным вмешательством в действия лиц для прекращения правонарушений с их стороны и заключаются в психологическом или физическом воздействии на правонарушителей. Применение таких мер вызывает определенные ограничения прав этих лиц.

Такие меры, как административное задержание, помещение в центры медицинской помощи, отстранение от управления транспортом, приостановление работы объектов разрешительной системы, запрет эксплуатации транспортных средств, изъятие документов и орудий правонарушения, указанные выше авторы относят к мерам общего назначения.

Применение физической силы, оружия, специальных средств следует отнести к мерам специального назначения. Основанием их применения является цель (отражение, задержание, доставление, конвоирование и охрана, освобождение, остановка транспортного средства и др.). Условием же достижения цели (допустим, отражения) является нападение на граждан и сотрудников милиции, при этом условие должно быть явно выраженным. Конвоирование и охрана могут быть применены, если поведение задержанных, арестованных свидетельствует о намерении совершить побег, причинить вред окружающим или себе.

Развитие и совершенствование мер административно-правового пресечения, применяемых правоохранительными органами исполнительной власти для защиты прав и свобод граждан, является важной предпосылкой в обеспечении прав и свобод граждан и будет способствовать благополучию и процветанию России.